Тотальный музыкальный диктант, вызвавший настоящий переполох в академии, не помешал традиционным «Университетским субботам», и на очередной встрече прошёл мастер-класс доцента и кандидата искусствоведения Инги Александровны Пресняковой.

Мастер-класс был посвящён импровизации: тому, как она зародилась и развивалась вплоть до наших дней. И трудно было бы говорить о музыке – искромётной, рождающейся буквально на глазах у зрителя, без самой музыки. Поэтому «Black nile» и «All the things u are» в исполнении студентов академии Ксении Жиронкиной (фортепиано), Андрея Баталеева (саксафон), Влада Грубова (труба), Ивана Авроимова (ударные) и Фёдора Фабера (контрабас) стали яркой живой иллюстрацией, а также прологом и эпилогом лекции.

На встречу пришли не только профессионалы, но и обычные слушатели, желающие разобраться в том, что всё-таки происходит каждый вечер во время jam-session или на одном из академических концертов. Откуда берётся эта уверенность в собственных силах и непоколебимость во время исполнения без нот? Где истоки той скорости и меткости, за которую мы потом зовем исполнителя виртуозом, великолепным импровизатором?

И надо сказать, что “суббота” оказалась интересной и полезной абсолютно для всех, от подростков до профессуры. Так уж получается: информация, которой мы обладаем, далеко не исчерпывающая. Прошли столетия, и сейчас нам намного проще напеть скэт, чем разукрасить cantus firmus еще одной мелодической линией. К тому же, с годами появляется огромное количество новых исследований, опровергающих общепринятые факты.

Но это на самом деле – не главное. А вот приходилось ли вам когда-нибудь комплектовать по поводу своей музыкальной несостоятельности, недостаточной виртуозности? Наверное, такое случалось с каждым думающим музыкантом. 6 мая, в очередной раз убедившись в существовании у импровизаторов определенных схем и моделей, мы от этих комплексов избавились.

На экране – Ричард Грейсон с фугой, сымпровезированной на заданную залом тему. Затем – Леонид Чижик и девятый концерт Моцарта с фирменными джазовыми каденциями. Так что же будет, если вы начнете кропотливо и дотошно изучать процесс изнутри? Разбираться в форме, выстраивающей все неожиданные “отступления” исполнителя, в стилистике, особенностях гармонии и фактуры?

В итоге окажется, что импровизация не такая уж «сымпровизированная». Тысячи удачных комбинаций, которые приходят в голову интерпретатору, – ни что иное как высокой степени профессионализм. Для тех, кто действительно хочет этому обучиться, звучит оптимистично. А у тех, кто еще “не созрел”, есть много времени: импровизация будет жить, пока будет жива сама музыка.