Побыть несерьёзными

26 сентября в Московском лектории Синхронизация стартовал Selector PRO 2017 – 4-хдневный воркшоп по музыкальной журналистике. Мероприятие, учреждённое Британским советом, было призвано поддержать начинания молодых авторов, пишущих о современной популярной музыке, и подарить им возможность общения друг с другом и со своим коллегой из-за рубежа. Большая часть лекций и тренингов прошла под руководством британского журналиста Пола Лестера. Также участникам удалось посетить несколько важных культурных площадок Москвы и пообщаться с приглашёнными лекторами из разных изданий.

Герои
Из разговора организатора с Полом Лестером:
Пол, вы не хотите кофе?
Я сам – кофе!

Самоидентификация Пола вполне соответствует реальности: энергия, которой он делится с окружающими, действует как кофеин.

Лестер всегда хотел связать свою жизнь с музыкальной журналистикой и начал писать первые тексты в 90-х. Был фрилансером в нескольких газетах и журналах, а после стал заместителем редактора в престижном музыкальном ежемесячнике Uncut. Лестер объездил полмира, интервьюировал Мика Джаггера, Снуп Дога и Джанет Джексон, написал несколько книг и стал преподавать в британском институте современной музыки. СегодняПол – постоянныйавтор The Guardian, TheDailyTelegraph, The Sunday Times и др.

Аудиторией Selector PRO 2017 стали апологеты фестиваля «Боль» и новой русской рок-волны, знатоки электроники, попсы и диско. Профессиональный вектор каждого уникален: это и Youtube-блоггинг, и радийная журналистика, и работа в журналах типа русскоязычного RollingStone, и сотрудничество с интернет-порталами. Двадцать два участника олицетворяли двадцать два подхода к делу музыкального журналиста, обмениваясь опытом друг с другом и с коучами.

Для оказавшихся среди них студентов гнесинской кафедры музыкальной журналистики необычен был уже сам подход к профессии: основной фокус зарубежной музыкальной журналистики – массовая культура, и она развивается параллельно музыкальной критике, которая, в свою очередь, «отвечает» за академическую музыку. Английские ВУЗы готовят собственно музыкальных журналистов, в то время как обучение этой специальности в России подразумевает получение музыковедческого фундамента.

Помимо Лестера, на протяжении 4-х дней участники общались с российскими журналистами «западного типа». Музыкальный редактор «Афиши» Андрей Никитин поделился с ними своими соображениями о российской независимой сцене, просмотрах и хайпе. Его тон был пессимистичным и выражал некоторое сомнение в актуальности музыкальной журналистики для современной России: утрачивание ценности печатного слова, стремительные метаморфозы массовой культуры и нарастание конкуренции в сети – всё это «сворачивает» журналистику на новый, не вполне понятный путь.

Денис Бояринов (Colta.ru) прочитал информативную лекцию о становлении музыкальной журналистики в России. Годом её рождения он считает 1964-й (тогда в сатирическом журнале «Крокодил» появилась первая статья о молодой и ещё не известной в Союзе группе Beatles). Александр Горбачев (Meduza) счёл актуальным поговорить об идеологии и политике музыкальных изданий, а интернет-журналисты Максим Динкевич (Sadwave), Николай Редькин (TheFlow) и Илья Воронин (Mixmag) поделились историей становления своих порталов.

Работа

Каждый день воркшопа был посвящён разным проблемам музыкальной журналистики. Пол старался говорить о важном и актуальном: например, о рецензировании альбомов и концертов. Сначала Лестер показал собственные «вариации на тему»: ревью на некоторые рок-пластинки. Прослушав отрывки культового альбома 70-х (Marquee Moon by Television), участники попытались самостоятельно описать эту музыку в двадцати словах. Аналогичную манипуляцию нужно было проделать и с концертом: максимально точно описать всё, что происходит на видеозаписи. Кстати, именно концерт, по мнению Лестера, является самым значительным проявлением артиста. Ни студийные записи, ни интересные интервью не способны дать об исполнителе представления, которое даёт живой концерт.

Помимо прочего, много говорили об искусстве интервью. Лестер поделился аудиозаписью своей беседы c Дебби Харри – солисткой группы Blondie. Тенденция подытоживать теорию практикой вылилась в интересный экспириенс: в качестве «подопытного» в лекторий был приглашён российский гитарист Евгений Горбунов (группы Narkotiki и Glintshake). Каждый участник подготовил для Евгения несколько вопросов и должен был задать их в режиме трёхминутного таймера. Интерактив был снят на камеру: теперь в распоряжении интервьюеров есть полноценный материал для расшифровки.

Главными героями финала воркшопа стали его участники. Задачей дня стало интервьюирование друг друга: все разбились на пары и обменивались вопросами. После каждый рассказывал о своём коллеге, как бы представляя его Полу Лестеру. Таким образом, к финалу сложился паззл из личностей: нестандартных, цельных, преданных делу и себе.

Что делать?

Для студентов Гнесинки это мероприятие стало чем-то вроде интенсивного курса обучения в модном европейском колледже. Соприкосновение с неакадемической журналистикой, сфокусированной на неакадемической музыке – это ли не попадание в параллельную вселенную? Мимо нас проплывают колоссальные пласты молодёжной культуры, они проблемны и интересны так же, как и серьёзная композиторская музыка. Лестер привнёс в нашу неевропейскую осень лёгкость и позволил побыть несерьёзными. Что делать с этими знаниями? Взглянуть на своё дело по-новому, задуматься о путях применения себя в медиапространстве и с благодарностью идти дальше.

 

Фото: Дмитрий Смирнов 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *