Музыка, которая снилась. Памяти Ивана Вишневского

Радио не умолкало в доме у бабушки на Украине, куда юного натуралиста и походника Ваню Вишневского отвозили на все лето. Тогда в эфире был Чайковский , Рахманинов, Римский-Корсаков. Бабушка, имея 3 класса образования, напевала за шитьем арию Снегурочки. Но музыка, которая стала приходить к 17-летнему Ване Вишневскому во сне, не была написана ни этими людьми, ни кем-либо до него. Что это была за музыка? Скорее всего, звучал русский хор — именно на эту стезю встанет Вишневский-композитор. А тогда Иван был членом кружка биологов в школе и готовился к поступлению на биофак. Папа – журналист-международник, политический обозреватель газеты «Правда», мама – поэтесса. Как неизвестная доселе музыка пришла к тому, чья жизнь протекала в совсем иных сферах? Конечно, как подобает интеллигентной семье, Вишневские регулярно ходили на концерты. Появление музыки во сне можно было бы объяснить и с позиции нейропсихологии. Но наш герой увидел в этом знак свыше и не стал противиться зову судьбы — поступил не на биофак, а в музыкальную школу.

Иван с усердием принялся осваивать новое дело. Он занимался по 20 часов в сутки. Педагог по сольфеджио Владимир Кирюшин с помощью уникальной методики воспитал у Ивана абсолютный слух. «Это кажется невероятным, но у него получилось», — вспоминал Вишневский.  И труды не пропали даром: всего лишь через год он поступил в музыкальное училище им. Октябрьской революции (ныне — МГИМ им. А. Шнитке) . В обширном интервью для газеты «Завтра» Вишневский с восторгом отзывался об училище. Например, сам Александр Ведерников запросто мог прийти и спеть для их группы теоретиков. Композиции  Вишневский учился в классе Татьяны Чудовой. Иван собрался поступать в Московскую консерваторию, но у него не сложились отношения с Альбертом Леманом — завкафедрой композиции в то время. Неясно, что там произошло. «Короче говоря, поставил ему бекар» — вспоминает Геннадий Владимирович Чернов, профессор кафедры композиции и инструментовки в Гнесинке. — Вишневский поступил к нам и был очень доволен. Он сразу захотел ко мне в класс — видимо, ему была близка по духу наша, русская школа, идущая от русской классики.»

С Геннадием Владимировичем у Вишневского сложились прекрасные отношения, их дружба растянулась на всю жизнь, до самой смерти Ивана. На 2 курсе Вишневский написал очаровательный дуэт для флейты и … альта! Его друзья прекрасно его сыграли. Потом Иван углубился в  хоровую музыку, которая была ему особенно близка. Написал хоровой цикл… «Стремление было большое заниматься, — рассказывает Г.В. Чернов. — И он занимался активно, много. Приближалась дипломная работа, нужно было написать произведение для симфонического оркестра. Я подкидываю идею. Говорю: вот был хороший дуэт, неплохо бы написать концерт. Двойной концерт для флейты и альта с оркестром. Ему эта идея страшно понравилась!» И Вишневский окончил Гнесинку с красным дипломом.

Геннадий Чернов и его выпускники Виктор Ульянич и Иван Вишневский в БЗК

Иван был начитанным человеком, прекрасно излагал свои мысли. И когда к Г. В. Чернову обратился его знакомый, Валерий Иванович Петров — музыкальный редактор на радио – с просьбой помочь найти ведущего музыкальных передач, тот посоветовал Вишневского. И радиоэфир стал вторым делом Ивана: он долгие годы работал на радио, где воскрешал в памяти людей забытую классику и рассказывал о событиях  современной музыки.

Вишневский часто консультировался со Слонимским по поводу своих сочинений. А однажды он показал свои хоры на народные слова Свиридову. И они так понравились Георгию Васильевичу, что тот принял  Ивана в свои неофициальный ученики. До конца дней Свиридова они сохраняли хороший контакт. Впоследствии Иван напишет: «Я всегда ощущал, что имею дело не просто с приблизившим меня гением, а со сверхчеловеком. От Старца било невиданной мною энергией. Рукопожатие пронзало током, мысли его приобретали гнетущую тяжесть вещества какой-то фантастической сверхплотной звезды». Даже в одной из книг серии «Записные книжки» Свиридов упоминает Вишневского как талантливого молодого композитора.

А вот как произошло знакомство Ивана с Борисом Чайковским. «По радио передавали сочинения студентов института Гнесиных. – вспоминает вдова Бориса Александровича. – Я услышала квартет, позвала Борю. Он узнал телефон Ивана Вишневского, позвонил. Вишневский чуть в обморок не упал от изумления: на другом конце провода — Борис Чайковский!»

Первая попытка вступления в Союз композиторов СССР оказалась неудачной — сказали, что нужно еще поработать. Рекомендаций Георгия Свиридова и Бориса Чайковского оказалось недостаточно, они лишь вызвали раздражение. По словам Г.В. Чернова, «это была тяжёлая травма. Человек он непростой, иногда был обидчивый очень». Но Геннадий Владимирович всегда успокаивал, говоря: «Ну ничего, Ваня, жизнь своё возьмёт». Со второго раза Вишневского  приняли в Союз. Из своеобразных «секций» по интересам, которые там существовали, Иван, конечно, выбрал хоровую музыку. Он всячески старался пропагандировать великих: Римского-Корсакова,  Рахманинова, Свиридова. Протягивал мосты через бездну, отделяющую новейшую академическую музыку от простого слушателя, в одноимённом объединении композиторов (МОСТ — Музыкальное Объединение «Современная Традиция») со дня его открытия. Вишневский очень хорошо относился к молодым композиторам и много с ними работал .  Когда  видел, что те идеи, которые ему  близки, не находят отклика у руководства объединения молодых композиторов, помогал —   передавал их сочинения по радио.

Композиторы в фойе малого зала консерватории

Внутренняя, глубинная связь с народной стихией чувствуется во всех  произведениях Вишневского. Откуда она? У каждого композитора есть свои творческие тайны, их мы не узнаем никогда, можем только догадываться.  Известно, что, оставив столицу,  Иван часто и надолго приезжал к любимой бабушке в маленький украинский городок Ахтырку. Видимо, через белые украинские мазанки, черные украинские ночи, через гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» и мягкий малоросский говор и протянулась та невидимая нить, связывающая Вишневского с истоками народного творчества. И среди предков Ивана были народные музыканты. «Прадед его был одним из последних лирников народных! – рассказывает Владимир Борисович Довгань, друг Ивана Вишневского. — Поэтому у него даже оратория есть, связанная с темой странствующего лирника.»

Вишневский очень любил Крым, хорошо его знал  и за месяц до кончины ещё ходил по Крымским горам. Кто мог подумать тогда, что это будет прощание? У него есть произведения, связанные с крымской тематикой. Иван  хорошо знал историю, интересовался стариной, древностями. Обладал большим кругозором и знал многое из разных областей — в детстве увлекался биологией, потом историей. Неожиданный факт, о котором упоминает В.Б.Довгань — из композиторов лучше всех знал грибы именно Вишневский. «Он о них много рассказывал, даже снимал фильмы. Готовил книгу, но так и не успел её написать.  Был большим знатоков грибов, относился к ним не как учёный, а как художник.»  Истинно творческая натура проявлялась во всем!

Иван Сергеевич Вишневский, русский композитор и музыкальный журналист,  был заместителем главного редактора радиостанции «Благовещение», заместителем главного редактора радиостанции «Завтра— Да!», ведущим телеканала «День», журналистом газеты «Завтра»… Последние годы  жил в Яхроме, под Дмитровом,  написал там кантату на стихи Гоголя – свою лебединую песнь. Никто не ожидал, что уйдет так рано…

9 декабря 1960, Москва – 15 октября 2018, Дмитров. Как быстро, как мало…От большинства людей остается только это – две даты, одна – счастливая, дата рождения и надежд, а другая – дата скорбная, дата ухода. А между ними – мечты, страдания, победы и поражения, между ними – жизнь. И хорошо, если остаются близкие, которые будут помнить, зажгут свечу и принесут цветы. Иван Сергеевич Вишневский. Между датами – Музыка. Музыка, которая снилась в детстве и которую он сумел оставить людям. Мы помним. Мы придем, зажжем свечу и принесем цветы.

Основные произведения Ивана Вишневского:

Два хора на слова С.А. Есенина (1980);

«Воспоминания» – сюита в пяти частях для оркестра русских народных инструментов (1981);

Соната для фортепиано №1 (1982);

Шесть пьес для скрипки и гитары (1982);

Камерная опера «Ярмарка в Голтве» по рассказу М. Горького (1983);

Пять романсов на слова А.К. Толстого (1983);

Пять хоров на народные слова для камерного женского состава (1984);

Три хора на слова С.А. Есенина (1984);

Соната для гитары соло (1984);

Пассакалия, Ария и Жига для гитары, двух скрипок и виолончели (1985);

Три хоровых ансамбля на народные слова (1985);

Соната для скрипки соло (1985);

Струнный квартет в двух частях (1986);

«Три северные песни» для симфонического оркестра (1986);

Четыре пьесы для флейты и альта (1987);

«Крымские очерки» – романсы на слова А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова (1987);

Семь пьес для скрипки и фортепиано (1987);

Симфония-концерт для флейты, альта и симфонического оркестра (1988);

«Российской коммуне» – песнопения для хора на слова А.К. Толстого и С.А. Есенина (1989);

«Вечер на Украине» – кантата для хора и симфонического оркестра (1990);

Сюита для кларнета, скрипки, виолончели и контрабаса (1991);

«Славянский манускрипт» для квартета гитар (1992);

Увертюра для флейты, гитары и струнного оркестра (1992);

Соната для фортепиано №2 (1993);

Торжественный траурный марш для фортепиано (1994);

Четыре монолога для баса на слова С.А. Есенина (1995);

«Забытая музыка» для фортепиано и струнного оркестра (1996-2004гг.);

«Сказка об уменьшённой квинте Си-Фа» – музыкальный спектакль по повести В.В. Кирюшина (1997);

Соната для фортепиано №3 (1997).

Из «Часов Пасхи» для хора (1998).

20 песен для голоса и гитары, слова автора (1997-2004)

Шесть пьес для фортепиано (2001);

«Об истине и правде», вокальный цикл, слова А.А. Ильина (2001);

Симфония си минор для симфонического оркестра (2002);

«А значит..» – поэма для струнного оркестра (2003);

«Блёсны снов» – поэма для струнного оркестра (2004);

«Ладные песни» – концерт для хора на народные слова (2005);

Шесть романсов на слова А.К. Толстого (2005);

Концерт для фортепиано с оркестром (2006);

«У лесного аналоя», песни и псалмы для хора, слова С.А. Есенина (2006);

«Дороги» – хоровая сюита, слова Н.М. Рубцова (2007).

«Жар-птица» — 4 стихотворения С.А. Клычкова (2009).

«Наброски драмы из украинской истории», оратория, сл. Н.В. Гоголя (2009).

«Из песнопений вечерни» (2011);

«Стихиры святому благоверному князю Александру Невскому» (2011);

«Четыре колядки» (2013);

«Путешествие Лирника, познавшего у разных народов, как играют песни во славу Божию» — оратория для солистов, смешанного хора и ансамбля этнических и симфонических инструментов на слова протоиерея Андрея Спиридонова (2013);

«Новороссия» — поэма для голоса и фортепиано на слова русских поэтов (2015).