В Москве завершился X Юбилейный большой фестиваль Российского национального оркестра. Уже девять лет один из лучших оркестров страны открывает новый концертный сезон и задаёт тонус столичной музыкальной жизни. Фестиваль, созданный худруком и главным дирижером РНО Михаилом Плетневым, стал магнитом для выдающихся исполнителей, открыл путь многим молодым артистам и представил отечественным меломанам внушительное количество разнообразных музыкальных программ.

Российский национальный оркестр был создан в 1990 году пианистом Михаилом Плетневым и стал первым в СССР негосударственным симфоническим оркестром. С ним работали многие выдающиеся дирижеры современности: Евгений Светланов, Пааво Ярви, Кент Нагано, Шарль Дютуа, КристофЭшенбах.Многие записи оркестра уже признаны эталонными интерпретациями, среди них, например, симфонии Рахманинова и Чайковского. В 2008-м коллектив получил государственную поддержку, а через год состоялся первый большой проект РНО — 1-й Большой фестиваль Российского национального оркестра.

Площадкой первого фестиваля стала Новая сцена Большого театра России, а музыкальным «эпиграфом» — 5-ая и 6-ая симфонии Чайковского. Выбор не столько концертной, сколько театральной площадки неслучаен: программа фестиваля была настолько многожанровой, что симфонии Чайковского, Шумана, сюита «Пер Гюнт» Грига с участием Василия Ланового, виртуозные скрипичные сочинения Сен-Санса и Сарасате встречались на одной сцене с «Волшебной флейтой» Моцарта и балетом «Заклятье рода Эшеров» на музыку Гордона Гетти в постановке Владимира Васильева. Результат пресса оценила так: «Семь дней, которые потрясли столичных меломанов».

На втором форуме (2010 г.), помимо концертов русской и западноевропейской музыки, состоялись две уникальные акции. Одна из них — балет «Жар-птица» Стравинского в постановке культового английского хореографа Ройстона Малдума. Он объединил в спектакле детей и подростков из разных слоёв общества, тем самым, предоставив им равные возможности. Вторым специальным проектом стал финал конкурса композиторов, проводимого на YouTube под председательством Теодора Курентзиса. Оперный жанр на том фестивале представляла россиниевская «Золушка» в концертном исполнении, а гала-концерт завершился монументальной 9-й симфонией Бетховена.

Вектор, заданный первыми двумя фестивалями, в последующие годы сохранялся. Но с 2013-го Плетнев стал выступать не только как дирижер. Он начал радовать меломанов своим пианистическим искусством. Так, на фестивале 2013 года маэстро исполнил Концертную фантазию для фортепиано с оркестром Чайковского, в следующем сезоне — Концерт №8 Моцарта, в 2016-м, помимо сольной программы, совместно с баритоном Штефаном Генцем представил «Зимний путь» Шуберта, а в прошлом году публика услышала 2-й фортепианный концерт Сен-Санса (дирижировал Кирилл Карабиц).Всю декаду афиши пестрели именами выдающихся дирижеров и солистов, среди которых Владимир Юровский, Миша Дамев, Ален Альтиноглу, Хориа Андрееску, Томас Зандерлинг, Джузеппе Саббатини, Альберто Дзедда, Гидон Кремер, Сара Чанг, Веселина Казарова, Элен Гримо, Ольга Перетятько, Сергей Лейферкус.

Последний, десятый фестиваль, оказался довольно насыщенным с музыкальной стороны, но не столь разнохарактерным, как предыдущие. Первые два концерта — два брата-близнеца, выстроенные по одной схеме: в 1-м отделении скрипичный концерт, во 2-м — симфония Шостаковича. Открывать форум должен был Франк Петер Циммерман с 1-м скрипичным концертом Прокофьева и Плетнев с «Симфоническими танцами» Рахманинова. Циммерман не приехал, но публика взамен получила не менее потрясающую программу: скрипичный концерт Чайковского блистательно исполнил Сергей Крылов, а 9-ю симфонию Шостаковича, как всегда, мастерски интерпретировал Михаил Плетнев. Второй вечер произвел двойственное впечатление: Вадим Репин, судя по его исполнению 1-го скрипичного концерта Бруха, был не в лучшей форме, но 15-я симфония того же Дмитрия Дмитриевича, вышедшая из-под дирижерской палочки гениального Плетнева — вновь предстала как несомненный шедевр.

Три последующих концерта переориентировали фестиваль на вокал и театр. В центре внимания оказалась комическая опера «Кандид» Леонарда Бернстайна, чьё 100-летие празднуется в этом году. Примечательно, что в это же время Большой театр представил своё видение произведения, так что избалованной московской публике посчастливилось с разницей в 2 дня увидеть оригинальную театрализованную версию Алексея Франдетти с Туганом Сохиевым за пультом  и не лишенное театральности концертное исполнение (зарубежные солисты и РНО под управлением эксцентричного американца Джозефа Р. Олефировича). Вокальные вечера подарили слушателям фрагменты из опер «Черевички» Чайковского и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, а также великолепное сопрано Анджелы Георгиу, исполнившую арии Чилеа, Массне и Пуччини под аккомпанемент чуткого и тонкого дирижера Чарльза Оливьери-Монро.

Легкий демократичный концерт-закрытие оттенил основательность и академичность Большого фестиваля. Сцена была отдана во власть так называемых народных инструментов. Прозвучала мировая премьера концерта для баяна и виолончели с оркестром «Двойное зеркало» Ефрема Подгайца (солисты Фридрих Липс и Александр Бузлов). К слову, худрук РНО, на этом фестивале не притронувшийся к фортепиано, выступил в амплуа композитора, продирижировав своим ранним сочинением — «Татарской фантазией для баяна с оркестром». Партию баяна-соло доверили студенту РАМ им. Гнесиных Олжасу Нурланову, справившемуся с ней уверенно и темпераментно. Квартет народных инструментов «Русская душа» щедро одарил публику популярными хитами: это танго «Смерть ангела» Пьяцоллы, танец фурий из «Орфея и Эвридики» Глюка, «Калинка» и «Рассыпуха» Гридина. Виртуозный и разудалый финал Концерта №1 для баяна с оркестром Чайкина, исполненный трио баянистов Олжасом Нурлановым, Юрием Сидоровым и Семёном Шмельковым, стал эффектным завершением Юбилейного Большого фестиваля РНО.