#гнесинецнедели Софья Статовская

«Музыка – это то, что может помочь человеку, когда ничто больше не сможет помочь. Она может стать источником силы. В какой-то мере музыка – это  наше спасение».

Лауреат международных конкурсов, альтистка Софья Статовская рассказала, как случайный выбор может привести к обретению себя, и что случается с музыкантом, когда отступает страх.

«В школе я занималась рисованием и лёгкой атлетикой…Я даже думала стать профессиональной спортсменкой».

Соня, расскажи, как ты оказалась в Гнесинке, стала музыкантом?

– Как это ни парадоксально, я оказалась в музыке случайно, руководствуясь принципом «А почему бы и нет?».  Когда мне было девять, мы с мамой гуляли, и я увидела табличку с надписью «Детская школа искусств». Случился спонтанный порыв, и родители его поддержали – мама сама окончила музыкальную школу.

Помню, как я впервые взяла в руки инструмент: мне зачем-то сразу дали канифолить смычок, и я делала это очень долго, сосредоточенно и, кажется, неправильно. Помню класс, в котором выступала впервые в жизни: серое, бесконечно серое помещение – я играла в нём технический зачёт. Было безумно страшно, и страх этот в какой-то мере сохраняется до сих пор. Я только начинаю избавляться от него.

Не могу вспомнить тот момент, когда я чётко осознала, что хочу стать музыкантом. Произошло что-то само собой разумеющееся. В школе я занималась рисованием и лёгкой атлетикой. Последняя шла хорошо, я побеждала в соревнованиях, быстро бегала. Мне это очень нравилось, я даже думала стать профессиональной спортсменкой, но в итоге выбрала музыку – во мне есть сильная тяга к искусству в целом. К тому же стало интересно, как устроена музыка изнутри, захотелось туда проникнуть. Теперь я совершенно не представляю себя вне этого мира. Если бы случилось что-то такое, после чего я не смогла играть, я всё равно осталась бы рядом. Может быть, писала бы музыку. Или писала о музыке.

 

 

«Удалось сконцентрироваться исключительно на музыке, и это – невероятные ощущения. Я думала только о том, какую идею хотела бы вложить в этот концерт».

  –А каким ты видишь своё будущее сейчас?

– Я хочу играть в хорошем оркестре. Это то, что доставляет мне наибольшее удовольствие.  Возможно, однажды я стану преподавателем. Но не сразу после выпуска, позже, в зрелом возрасте. Мне кажется, прежде чем передавать свои знания другим, нужно стать профессионалом, заработать  имя и опыт, которым не стыдно делиться.

Расскажи подробнее о музыкальных конкурсах. Как думаешь, для чего они нужны?

– Конкурсы для меня – это в первую очередь возможность ещё раз обыграть программу по специальности, повод выступить перед строгой публикой. Конечно, во мне есть азарт, но всё-таки мой подход к конкурсам скорее прагматичен: очень интересно увидеть себя глазами незнакомых профессоров, выслушать разные мнения (в том числе критику), познакомиться с другими музыкантами. Самым важным для меня был последний конкурс: этой весной мы с альтом оказались в Италии. Я готовилась как сумасшедшая, было очень страшно, ведь со мной на одной сцене выступали иностранцы. За окном море, солнце, прекрасные итальянские улочки… Я получила третье место, но всё же не очень довольна выступлением. Думаю, что могла бы сыграть лучше. Какое качество для исполнителя самое важное на твой взгляд?

–Я сторонник следующей идеи:  на первом месте должна быть техника. Поэтому нужно заниматься, заниматься и ещё раз заниматься! Но в то же время исполнитель не должен преподносить публике лишь «сухой» текст. За каждым произведением стоит какая-то мысль, её нужно пропустить через себя, прожить. И возможно это только тогда, когда ты не думаешь о том, как взять, например, ноту. Для этого и нужна хорошая техника: она освобождает нас, даёт возможность создавать настоящую музыку.  

«Я ни о чём не жалею, ведь я на своём пути».

  –Была ли ты в таком состоянии? Без посторонних мыслей, без страха, лишь сконцентрированная на этой настоящей музыке?

–В целом страх сцены у меня есть, как и у всех. Но в последнее время он уходит. Уходит просто потому, что я много выступаю. Летом на экзамене я играла альтовый концерт Форсайта и осознала это: мне больше не страшно. Удалось сконцентрироваться исключительно на музыке, и это – невероятные ощущения. Я думала только о том, какую идею хотела бы вложить в этот концерт. Так получилось, что мне дали его учить в очень тяжёлый для меня жизненный период. Эта тёмная музыка оказалась близка мне как никогда, проблем с восприятием не возникло. Я вложила в исполнение всю свою душу, все переживания. Я прожила этот концерт.

Как ты думаешь, для чего нужна музыка? Почему она вообще существует?

–Музыка – это то, что может помочь человеку, когда ничто больше не сможет помочь. Это единственный способ не сломаться, если случилась трагедия. Она может стать источником силы. В какой-то мере музыка – это  наше спасение.

Если бы ты могла вернуться в прошлое и подойти к себе маленькой, что бы ты себе сказала?

–Занимайся больше! (смеётся) Хотя на самом деле я не уверена, что это что-нибудь изменило бы. Я ни о чём не жалею, ведь я на своём пути.

by Алёна Прохоренко