Поиграем на импульсах города?

С 17 по 22 июля в парке Зарядье прошел ежегодный Moscow Urban Forum, посвященный городу, ландшафтам, реформам последних десятилетий. Спикеры мирового уровня, много промокших ножек, мороженого, ну и, конечно же, музыки…

Пока на переполненных закрытых площадках Зарядья вещали очень важные люди об очень важных вещах, открытые амфитеатры превратили MUF в настоящий музыкальный праздник, с толпами вдохновленных летних зрителей, и некоторые из них до конца даже не совсем поняли, зачем сюда пришли. Однако, вроде бы, голодным и разочарованным не остался никто.

Проект Playtronica, несмотря на не самые подходящие погодные условия, героически выстоял и стал гостем последних дней форума, рассказал нам о принципах  работы. То, над чем трудится проект под руководством москвоского культуртрегера Саши Паса, можно назвать отказом от рутинности, поиском новых решений в мире уже известных музыкальных инструментов, и, если хотите, новым словом в системе детского образования.

С помощью особо выстроенных электрических цепочек (главное устройство – плейтрон), играть с Playtronica можно на овощах, фруктах, пластелине и даже частях человеческого тела. Все это, по замыслу авторов, должно помочь людям, живущим в век цифровых технологий, в общении, умении «слышать» друг друга в прямом и переносном смысле. Так, в Санкт-Петербурге жители наслаждались отрывками рассказов Довлатова. Хочешь узнать, что дальше? Просто еще раз потрогай меня! Вот так.

Банан, тыква, огурец, – все это очень ярко, тактильно, доступно, а главное – легко утилизировать после использования. Такой способ извлечения звуков должен заинтересовать детей, помочь им в освоении музыкального материала, ритмики. Сам Саша Пас говорит, что вдохновили его на идею три фигуры: Кандинский, Орф и Кейдж.

Playtronica придумала «Симфонию для горожан», именно поэтому они и оказались на форуме городском. В качестве музыкальных инструментов здесь выступили уже не предметы, а само городское пространство, обширное и вдохновляющее.

У проекта уже были подобные эксперементы, например, озвучить «Giant Steps» Колтрейна, используя подножные панели. И теперь тот же принцип, только вместо привычной музыки, колокольный звон Храма Христа Спасителя в перемешку со звуками монолитной среды, спального района типа проспекта Вернадского. Сюда же – стук каблуков, треск рещеток, звуки мессенджера, в общем, все, что мы вынуждены слышать почаще, чем гения-Колтрейна. Автором симфонии выступил Митя Бурцев. К сожалению, зрители не смогли насладиться музыкой из-за технических неполадок, но в ближайщем будущем запись появится в Интернете.