Состоялся круглый стол, посвященный 50-летию Мемориального музея-квартиры Е. Ф. Гнесиной

2 апреля в Шуваловской гостиной РАМ им. Гнесиных прошёл круглый стол «50 лет Мемориальному музею в вузе: итоги и перспективы».

 Участники мероприятия – сотрудники Академии и гости из других вузов – обсудили итоги работы и планы развития музея, ставшего сердцем Гнесинского дома. «Наш музей посвящен людям, создавшим это учреждение, сохранению памяти, которая о них осталась», – подчеркнула проректор по научной работе Д. К. Кирнарская, открывая круглый стол.

Директор музея-квартиры А. А. Гапонов отметил, что за 50 лет жизни музея его сотрудники провели огромную работу. Сегодня музей-квартира – место, которое соединяет в себе и экспозиции, и площадку для проведения мероприятий (образовательных программ для взрослых и детей, памятных вечеров и даже праздников), и научно-исследовательскую базу с богатейшими архивами нотных материалов, аудиозаписей, писем, фотографий… Мемориальный музей посетили десятки тысяч людей из разных уголков мира. В фондах музея – около 20 тысяч наименований. К этим материалам – редким изданиям, коллекциям нот – обращались и продолжают обращаться и авторитетные ученые, и студенты. А благодаря стараниям канд. иск. Ю. В. Васильева, сегодня гнесинская квартира с её многочисленными рукописями – место для архивно-библиографической практики молодых музыковедов.

А. А. Гапонов также рассказал о некоторых мероприятиях, которые ежегодно проводятся в музее-квартире. В их числе – знаменитаяконференция «Гнесинские чтения», цикл концертов «Связуя поколения. Композиторы-гнесинцы».

Пианист, канд. иск. В. В. Тропп, который на протяжении двадцати лет руководил музеем, приехал на круглый стол из Германии. В своем выступлении он, в частности, отметил: раритетные нотные рукописи, в большом количестве имеющиеся в музее, могут стать бесценным материалом для исполнителей, которые стремятся найти новые музыкальные произведения. По словам Владимира Владимировича, студентам Гнесинки следует чаще предлагать подобные творческие задания – они должны искать и исполнять новые сочинения.

Какие проблемы имеются у музея сегодня? Об этом рассказала хранитель фонда музея А. С. Авдеева. Во-первых, не хватает элементарной инициативы студентов для того, чтобы заниматься поддержкой музея, привлекать внимание к событиям, которые проходят в музее-квартире. Также необходимо наладить и упорядочить поступление в музей новых материалов, касающихся сегодняшней жизни в Гнесинке. Так, все программы памятных концертов, конференций и другие источники, отражающие жизнь в Академии, имеют историческую ценность, отметила А. С. Авдеева. Поэтому очень важно уже сегодня формировать этот бесценный фонд и сделать электронный киоск. «Мы занимаемся историей вуза, и если в Академии проходят интересные мероприятия, вся информация о них должна быть у нас,  – объяснила А. С. Авдеева. – Мы не можем сами ходить по кафедрам и просить программку. Вы должны понимать, что это – общий интерес».

Сохранение памяти о выдающихся педагогах, которые работают или работали когда-то, – еще одна важная задача, которую ставит перед собой музей. Для ее решения в 2019 году стартовал конкурс творческих работ «Мой педагог-гнесинец».

Музей должен стать полезным и нужным для всех, и многие преподаватели  Гнесинки активно взаимодействуют с мемориальной квартирой. Заведующая кафедрой общего фортепиано О. А. Якупова и доцент М. Ю. Куинджи рассказали о совместных музыкально-просветительских проектах и концертах, которые пользуются огромной популярностью, и которых стоит ожидать и в следующем сезоне.

Сегодня Мемориальный музей-квартира – это не просто исторически значимое место, собравшее на нескольких десятках квадратов уникальные материалы. Это место, где сконцентрирована гнесинская Память, где живут традиции, соединяющие века и музыкальные династии. «Наш музей – сердце Гнесинского дома, которое объединяет всю его историю, его прошлое, настоящее и будущее. Мы примем к сведению все конструктивные советы и пожелания, которые сегодня прозвучали, – сказал в заключение А. А. Гапонов. – Будем работать и сделаем всё для того, чтобы наше взаимодействие с Академией и другими учреждениями было плодотворным».