11 ноября в Академии стартовал масштабный международный научный форум, посвященный самому монументальному и многогранному музыкальному жанру – опере. 

Эта конференция под названием «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится РАМ им. Гнесиных и Государственным институтом искусствознания при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Масштаб научного мероприятия – невиданный для Академии. Докладчиков собралось 174 человека из 15 стран – как говорится, от мала до велика: маститые ученые и начинающие исследователи продемонстрируют, чего добилась наука в изучении оперного театра.

Очень многих ученых приглашала лично инициатор и организатор конференции, доктор искусствоведения, профессор Ирина Петровна Сусидко. Львиная доля иностранных исследователей приехала на форум благодаря объявлению, опубликованному на известном международном портале “Golden Pages for musicologies”. Ну и, конечно, важную роль в поиске участников сыграла информация, размещенная на сайтах Академии и ГИИ. «Для подачи заявки в РФФИ на проведение конференции необходимо было представить список с фамилиями 100 докладчиков – это условие фонда, – рассказала Ирина Петровна. – Как я удивилась, когда требуемое количество участников мы набрали за одну неделю! Оказалось, что у нас буквально все занимаются оперой!» В числе участников – не только музыковеды, но и филологи, историки, искусствоведы… 

На открытии форума приветственные речи произнесли первый президент РАМ им. Гнесиных Г. В. Маяровская и ректор Академии А. С. Рыжинский. Президент напомнила, что эта масштабная конференция проводится в год 75-летнего юбилея двух учреждений – РАМ имени Гнесиных и Государственного института искусствознания. Оглядев зал, Галина Васильевна заметила: «Рядом с нашими уважаемыми учеными столько молодых лиц! Как прекрасно, что с каждым годом интерес к науке у молодежи проявляется все больше и больше». 

Г. В. Маяровская

Александр Сергеевич Рыжинский согласился с Галиной Васильевной в том, что конференция – это беспрецедентная акция по географическому охвату. Ректор Академии назвал форум уникальным, посетовав на то, что невозможно посетить все мероприятия конференции. 

А. С. Рыжинский

Высвечивать сверкающие грани бриллианта под названием «оперное искусство» можно совершенно по-разному. Об опере можно говорить и писать, сколько угодно – эта тема поистине неисчерпаема. На конференции разговор об опере начался с музыкального эпиграфа: после арии доктора Малатесты из оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале» и «Сегидильи» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, которые в честь открытия конференции исполнили студенты Академии, открылось пленарное заседание. 

И. П. Сусидко и А. П. Лободанов

Как были связаны музыка, театр и катарсис в Древней Греции? Востребована ли эта система координат сегодня? Об этом рассказал доктор искусствоведения Д. В. Трубочкин. Следом за ним доктор искусствоведения, профессор Т. В. Цареградская ошеломила слушателей утренней секции ревом Минотавра из одноименной оперы Харрисона Бертуисла. Российские докладчики размышляли о роли клипов в режиссерских решениях (доктор филологических наук А. П. Лободанов), инструментальных фантазиях на темы из опер в петербургских концертах 1830-х годов (кандидат искусствоведения Д. А. Шумилин), об анализе русской оперы XIX века Карла Дальхауза (доктор искусствоведения М. Е. Пылаев) – диапазон тем был огромен. Слушатели задавали порой каверзные вопросы – например, можно ли употреблять термин «классический» по отношению к постмодернизму, в котором мы сейчас живем. Можно. Диалог с залом шел непрерывно: проблемы, которые затрагивали участники, находили живой отклик у слушателей. Всегда были те, кто мог что-то добавить, уточнить, возразить – или просто поблагодарить докладчика. Люди знакомились, обменивались мнениями и контактами. 

И. П. Сусидко и М. Е. Пылаев
И. П. Сусидко и Д. В. Трубочкин

Иностранные гости также представили интересные и глубокие темы. Например, Юрий Джаннини (PhD, Венский университет музыки и изобразительного искусства, Австрия) сообщил о результатах многочасовой работы в архивах – ученый рассказал о том, как спорили между собой переводчики оперных либретто. Кирилл Томов (PhD, профессор кафедры истории Калифорнийского университета, США) выбрал объектом исследования оперы, написанные в советских республиках сразу после окончания Великой Отечественной войны.  

Кирилл Томов
Юрий Джаннини

Во второй половине дня началась работа по секциям. Доклады, которые зачитывали в Малом зале, были посвящены национальным оперным школам. Один из самых ярких моментов стало выступление оперной певицы со сложночитаемым именем Фыанглада, фамилия – Праванг. Тайка по национальности, она учится в аспирантуре Бангорского университета в Уэльсе, Великобритания. Без бумажки, очень эмоционально, на понятном всем английском, с юмором, она рассказывала о тайской опере, как о любимом ребенке. Конечно, среди остальных докладчиков, скромных во внешних проявлениях любви к опере, Праванг смотрелась белой вороной. Но именно ей кричали «браво»! И, возможно, именно такой поход к выступлениям на серьезных форумах актуален для привлечения молодежи в науку! 

Попасть на «праздник науки и искусства», как назвал конференцию ректор Академии А. С. Рыжинский, и узнать о новейших исследованиях во всех возможных направлениях изучения оперы вы сможете всю неделю. Приходите, скачать программу можно по ссылке https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/programma.pdf. Выбирайте тему, которая вам интересна или, наоборот, не близка – не стоит упускать возможность открыть для себя новые горизонты.

Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).


Фото: Вера Давтян, Антон Бобырев