Опера через призму переводов, грамзаписи, критики, политики и публичной оценки.

15 ноября прошли заключительные заседания Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». В конференц-зале дома Шуваловой продолжилось начатое накануне обсуждение темы «Опера в социокультурном контексте». Вопросы, посвящённые оперному и  балетному репертуару в России XVIII века, сменила проблематика, связанная с либретто, влиянием символизма, культурной политикой, первыми грамзаписями, развитием театральной критики в последующие периоды. Своими наблюдениями поделились музыковеды и искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Этот день украсил и неформальный момент: все участники поздравили председателя программного комитета и идейного вдохновителя конференции Ирину Петровну Сусидко с днём рождения. 

Ирина Петровна Сусидко принимает поздравления

По традиции, заседание было разделено на два этапа. Ведущая первой части, кандидат искусствоведения Галина Петрова задавала участникам острые вопросы. Утренние обсуждения открылись аншлаговым выступлением Ларисы Кириллиной, которая рассказала о постановках «Фиделио» Бетховена в России XIX века, редких переводах либретто с итальянского и немецкого и о парадоксальном восприятии этого произведения публикой.
Наталия Огаркова с темой «Оперы Винченцо Беллини. Петербургский сюжет (1830-1860-е годы)» представила статистику постановок произведений композитора в театрах северной столицы и поделилась своими замечаниями об их успешности в условиях конкуренции с операми Россини.

Лариса Кириллина


Следующий доклад также был посвящен западной музыке: на примере «Чужестранца» Венсана д’Энди Наталия Рыжкова рассказала о влиянии символизма Вагнера и Ибсена на французскую оперу XIX века.
Далее проблематика сообщений сменилась. С помощью дневниковых записей великого князя Константина Николаевича Григорий Моисеев попытался воссоздать театральную жизнь в Российской империи. Основываясь на заметках князя, музыковед сделал интересные выводы о том, какие произведения и композиторы имели в то время успех, а какие — нет и почему. Театровед Марина Светаева попробовала представить реальную картину жизни московских оперных сцен по материалам дневников Владимира Теляковского, последнего директора Императорских театров.

Григорий Моисеев

Второй этап (ведущая доктор искусствоведения Ирина Стогний) был посвящён проблемам современного оперного театра и широкому театральному контексту. Татьяна Науменко рассмотрела понятие «классической советской оперы», историю его возникновения и развития. На основе архивных документов она попыталась порассуждать, имеет ли этот термин право на существование или нет.


Любовь Купец в своём выступлении «Оперная критика в начале XXI века: российская версия», помимо советской эпохи, затронула современную Россию. Исследователь изучила журналистские работы последних тридцати лет, проанализировала названия публикаций, структуру и затрагиваемые в них темы.
Довольно необычную проблему подняла в своём докладе Ирина Дынникова. Она рассказала о появлении в России первых грампластинок и звукозаписывающих компаний, о том, каких певцов и с каким репертуаром они чаще всего выбирали. Особый интерес у слушателей вызвало воспроизведение уникальной записи 1901 года – арии Германа из «Пиковой дамы» Чайковского в исполнении Николая Фигнера.

Любовь Купец


В заключение заседания выступила Александра Игумнова, которая проанализировала репертуар современных музыкальных театров. Она попыталась просчитать шансы на постановку оперу Л. Даллапикколы «Уилисс» и представить условия для её реализации.

Александра Игумнова

В целом  конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» охватила широкий круг проблем: синтетичность оперного жанра, национальные школы, исполнительские и режиссерские интерпретации, отечественные и зарубежные произведения, исторические и современные театры, сценография и костюмы. Доклады и обсуждения секции «Опера в социокультурном контексте» обобщили выступления всех участников форума и показали значимость оперного жанра в истории мировой культуры.

Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).

Фото: Антон Бобырев