Мюзикл Джейcона Роберта Брауна «Последние пять лет» в театре на Таганке – премьерный спектакль, который можно будет увидеть и в декабре.

Алексей Франдетти – молодой режиссер, который уже успел сделать много интересного на театральных сценах Москвы и даже получил три золотые маски за мюзикл «Суинни Тодд» в Театре на Таганке. Хоррор о цирюльнике-убийце идет в большом зале театра, и уже здесь Франдетти зарекомендовал себя как мастер модного сейчас иммерсивного искусства: зрители, сидя не в скучных креслах, а прямо вокруг вымощенной сцены, участвуют в представлении. 

Что же до «Последних пяти лет» американского композитора и обладателя премии «Тони» Джейсона Роберта Брауна, то это еще один удачный эксперимент режиссера в жанре мюзикла, только теперь на камерной сцене. Франдетти обратился к сюжету о среднестатистической паре, отношения которой с момента первого свидания и до болезненного расставания разворачиваются перед зрителем. Причины нарастающего конфликта типичны – непонимание между Марсом и Венерой, амбиции, которые превалируют над любовью.

Директор театра Ирина Апексимова в режиссера поверила. Так в скромных условиях маленького зала появилась русская версия спектакля, который собрал аншлаги в Нью-Йорке, Лондоне (литературный перевод Игорь Гатин). На сцене – только Кэти (Марфа Кольцова) и Джейми (Павел Левкин). Качественно проработанная интерактивная сценография помогла визуально увеличить сцену и сделать из крохотного пространства кинематографичный Манхэттен, где и на железную лестницу можно забраться (как в «Завтраке у Тиффани»), и отпраздновать свадьбу, и послушать вечерний дождь. Зрители находятся в квартирах Кэтти и Джейми одновременно, наблюдают за их эмоциями, бытом. Зритель оказывается совсем рядом: туалетный столик прелестной Кэти – за пределами сцены, прямо перед зрителем, там же – новый бизнес-проект героя.

Музыка Брауна в руках Pogosyan Оrchestra звучит фирменно. Фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и бас играют живьем, но в студии, а не на сцене. Музыкантов видно на экране и выходят они вместе с руководителем Арменом Погосяном лишь на поклон. Франдетти тоже выходит, выражая зрителям благодарность за то, что пришли. «Если не трудно, расскажите о спектакле в соцсетях, – говорит он, – ну только по-хорошему, конечно». 

«Последние пять лет» – для Джейсона Роберта Брауна вещь отчасти личная, ведь написал он этот мюзикл, основываясь на опыте собственных неудачных отношений с супругой. Козырь спектакля в том, что он задевает за живое – узнать здесь себя не представляет труда. Но это не только про «умирающие» отношения, а про мечты и карьеру, женскую и мужску сущность, про вечное и самое проблемное. А юмор, сильная актерская игра и хорошая музыка – очень приятное дополнение этой истории.