В Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Российского Национального оркестра, посвящённый памяти одного из самых крупных и влиятельных отечественных поэтов второй половины 20-ого века, последнего “шестидесятника” Евгения Евтушенко. В исполнении Российского национального оркестра прозвучали 23-й концерт В. А. Моцарта для фортепиано с оркестром и величественная Симфония №13 “Бабий яр” Д. Шостаковича, написанная на стихи Евгения Евтушенко. За дирижёрский пульт встал Кирилл Карабиц.

     Кирилл Карабиц

23-й концерт Моцарта является одним из самых популярных фортепианных концертов на мировой сцене. Слушателя трудно удивить исполнением этого произведения: существует множество записей великих музыкантов, концерт всегда был частым гостем знаменитейших европейских, американских и отечественных сцен. На этот раз солистом выступил молодой пианист, победитель конкурса Щелкунчик 2004 года, лауреат престижных международных конкурсов и фестивалей Дмитрий Шишкин. Изысканность звука, великолепный вкус, прекрасное чувство стиля в сочетании с правильным ощущением формы, детальное знание возможностей фортепиано, виртуозность и, конечно же, блестящий Кирилл Карабиц в качестве дирижера дают возможность поставить это исполнение 23-го концерта Моцарта Дмитрием Шишкиным в разряд эталонных, рядом с Рихтером, Гилельсом, Горовицем и Поллини. Сейчас трудно найти дуэт пианиста и дирижера, в котором оба музыканта будут ответственно относится к общему звучанию ансамбля оркестра и фортепиано, но Карабиц и Шишкин соединили состязание двух противоборствующих сил в единый музыкальный массив, показав себя мастерами ансамблевой игры.

Дмитрий Шишкин

23-й фортепианный концерт Моцарта, конечно же, являлся “предварительным действием” к 13-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая непосредственно связана с именем Евгения Евтушенко. В 1961 году поэт посетил урочище Бабий Яр в Киеве, где в 1941 году нацисты расстреляли около 150-ти тысяч киевлян (большая часть из них евреи). Но вместо памятника жертвам преступления Евтушенко увидел “грубое надгробие” в виде мусора и сточных вод – после войны урочище использовалось как место хранения отходов производства с ближайших кирпичных заводов. Поэма “Бабий Яр” была написана в этот же день под впечатлением от трагедии 1941-го года и от увиденной циничной действительности. Вскоре она была напечатана в “Литературной газете” и сразу же стала предметом острых дискуссий в советском обществе. Под впечатлением от прочитанного произведения Дмитрий Шостакович замыслил создать симфоническую поэму на ее текст. Но в процессе сочинения первоначальный скромный замысел превратился в эпическую симфонию из пяти частей. Ее открывал “Бабий яр”, а остальные четыре части были написаны композитором на другие стихи поэта: “Юмор”, “В магазине”, “Страхи” (это стихотворение было написано специально для симфонии) и “Карьера”. Премьера произведения, сопровождавшаяся настойчивой недоброжелательностью со стороны власти и партийной печати, состоялась 18 декабря 1962 года в Большом зале Московской консерватории. Его исполняли Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина, Русская хоровая капелла, хор Института им. Гнесиных, солировал бас Виталий Громадский. Вот как вспоминал этот вечер Исаак Гликман, ближайший друг Шостаковича:”…музыка напоминала, при наличии блестящего юмора,  возвышенную литургию. После финала вся публика встала и началась неистовая овации, длившаяся бесконечно”. Музыка и стихи поразили слушателей своей экспрессивностью, мощью, силой, трагичностью и злободневностью. Но вскоре симфония оказалась под запретом, и вернулась на сцену лишь через несколько лет с цензурированным текстом, который поменял сам Евтушенко по настоянию властей.

В наши дни 13 Симфония исполняется редко. Сказывается сложность партитуры, многоплановость тематизма, непростая композиция, обилие мелких деталей и нюансов, требуется большой состав исполнителей. Интерпретацией шедевра Шостаковича Российский национальный оркестр под управлением Кирилла Карабица доказал свой высокий статус одного из самых сильных симфонических коллективов мира, которому подвластны любые вершины музыкального олимпа. В этом ему помог Сводный мужской хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова и лауреат премии Грэмми бас Николай Диденко. Слушатели стали свидетелями подлинного драматического действа, исполненного с высочайшим мастерством всеми артистами. Николай Диденко показал качества замечательного оперного певца: он не просто пел партию, он ее исполнял как драматический артист, прочувствовавший и вжившийся в свою роль.

Оркестр стал не только музыкальным сопровождением  стихов, но и огромным красочным полотном воображаемой картины, где композитор делится своими переживаниями, эмоциями героев, страданиями, юмором, своей точкой зрения, скрытыми подтекстами в “Страхах” и “Карьере”. Хор предстал “гласом народа”, соглашающимся с героем или протестующим с происходящим, подобно хору в «Страстях по Матфею» Баха. После окончания симфонии зал расплескался овациями, слушатели долго стояли и аплодировали артистам, музыке, великому композитору и великому поэту.

Это исполнение Тринадцатой симфонии – заметное явление в культурной жизни нашей столицы. Качество и профессионализм игры, мастерство и талант исполнителей позволили слушателю погрузиться в огромное пространство симфонии, в её суть, основанную на взаимном переплетении музыки и слова. Того слова, которому служил великий поэт Евгений Евтушенко.

 

Фото: интернет-ресурс http://24catalog.ru/article/kryakk-2017-kontsert-pamyati-evgeniya-evtushenko/?type=2&razdel_name=2&sub_name=