Завершился третий день конференции и последний день чтения докладов. Два главных вектора дневных заседаний форума – погружение в национальные музыкальные культуры и знакомство с работами обладателей грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Всё началось с виртуальной поездки в Индию, которую предложила совершить профессор Саратовской консерватории Татьяна Карташова. Она рассказала о принципиальных различиях в восприятии звука и музыкального искусства в индийской и европейской культурах. В докладе «Звукомузыкальный образ индийской цивилизации» Татьяна Викторовна предположила, что этот образ – проекция модели мира, сложившейся в индийской цивилизации. В подтверждение этой мысли исследователь продемонстрировала видеозаписи исполнителей индийской музыки и поделилась собственными впечатлениями от изучения индийских исполнительских техник.

Т. В. Карташова

Следующее выступление перенесло нас из солнечной Индии в колоритный Казахстан: об особенностях бытования местной музыкальной традиции в современных условиях рассказала преподаватель Казахской консерватории Валерия Недлина. Продолжила знакомство с культурой азиатских стран преподаватель ГИИКУ Мухайё Набиева.На примере балетов композиторов Узбекистана Мухайё Намаджоновна рассказала о современных тенденциях в хореографии.

Завершили день доклады участников секции «Работа музыковедов над проектами РФФИ: проблемы и решения». На конференции, которая проводится в рамках проекта РФФИ № 20-012-22033, выступили получатели грантов Российского фонда фундаментальных исследований в разные годы.

Заседание открыла завкафедрой аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных Ирина Сусидко, которая поделилась своей историей сотрудничества с РФФИ и рассказала о жизни старинной оперы в лабиринтах постмодерна. Совместные работы Ирины Сусидко и доцента РАМ им. Гнесиных Павла Луцкера впервые были поддержаны РФФИ в 2003 году. (это проект «Итальянская опера XVIII века», № 03-04-16048 и «Музыкальная культура Италии XVIII века», № 14-04-00206). В своем выступлении на конференции Ирина Петровна, в частности, подробно рассмотрела ключевые тенденции развития оперного искусства и критически оценила интерпретации старинной оперы современными режиссерами. В докладе исследователь сделала акцент на опере-seria, в развернувшейся дискуссии не обошлось без обсуждения и комической оперы. Подводя итоги, Ирина Петровна оставила открытым вопрос о будущем старинной оперы: сможет ли она преодолеть искусы массового искусства и обрести новую художественную реальность? Чем для этого нужно пожертвовать?

Особенности бытования и исполнения барочной музыки нашли отражение ещё в одной коллективной работе: проекте «Темп и ритм в западноевропейской музыке XVII-XVIII в.» профессора Санкт-Петербургского университета Алексея Панова и профессора Санкт-Петербургской консерватории Ивана Розанова (№ 18-012-00208). В своем докладе исследователи подчеркнули важность создания научного труда, посвящённого стилистически корректным интерпретациям старинной музыки. Алексей Анатольевич сделал краткий обзор значимых исследований в этой области, украсив его хлесткими критическими замечаниями, а также определил основные векторы дальнейшей работы над исследованием, которое он видит ориентированным, в первую очередь, на исполнителей-практиков и преподавателей.

Доклад проректора по научной работе РАМ им. Гнесиных Татьяны Науменко был обращен к советскому музыкознанию. Основой выступления стали результаты исследований, проведенных в рамках проекта № 16-04-00131— Феномен советского музыкознания и его влияние на формирование отечественной музыкальной культуры. Татьяна Ивановна, в частности, отметила, что долгое время отечественное музыковедение не развивалось должным образом, из-за чего «сейчас мы идём с опозданием». Науменко уверена, что устранить это отставание возможно – благодаря работе современных отечественных музыковедов.

Т. И. Науменко

О важности работы музыковеда сквозь призму деятельности русского музыкального общества говорила проректор по научной работе Уральской консерватории Елена Полоцкая. Ее выступление «Русское музыкальное общество как объект научного осмысления: по итогам международной конференции» было подготовлено в рамках проекта «Императорское русское музыкальное общество: на переломах истории» (№ 18-012-20069).

Доклад ученого секретаря сектора музыки РИИИ Галины Петровой был посвящен проекту «Русско-французские музыкальные связи: Гектор Берлиоз в Петербурге»(№ 14-04-00138).

Самыми молодыми получателями грантов РФФИ стали аспиранты Гнесинки Мария Скуратовская (проект № 20-312-921 «Аспиранты» – Оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова в контексте европейского музыкального театра второй половины XIX века) и Дмитрий Беляк (проект № 19-312-90053 – Инструментальная музыка П.И. Чайковского в контексте европейской традиции: конкурс «Аспиранты»). Победители конкурса «Аспиранты» в 2020 и2019 году рассказали о волнующей их проблематике. Интересно, что обе темы связаны с русской музыкальной культурой, что намечает некоторые тенденции в развитии современного музыкознания. Доклад Марии Владимировны затрагивал проблему восприятия композитора Н. Римского-Корсакова за рубежом. Среди прочих тезисов неожиданной стала мысль американского учёного Р. Тарускина о несоответствии Римского-Корсакова стереотипному образу русского художника-мученика. Мария Владимировна выразила надежду, что работы российских ученых помогут изменить взгляд на творчество и образ Римского-Корсакова на Западе.

М. В. Скуратовская

Образ пианиста-виртуоза «по Чайковскому» – одна из основных тем исследования Дмитрия Беляка. Молодой ученый в своей работе сделал акцент на осмыслении сочинений П.И. Чайковского и высказываний известных пианистов. Анализируя их, Дмитрий Владимирович попытался не только смоделировать образ пианиста-виртуоза в понимании Чайковского, но и определить ключевые компоненты виртуозности – обозначить универсальную формулу мастерства.

Заключительным стало выступление доцента РАМ им. Гнесиных Елены Дерунец: она рассказала о результатах международной конференции 2018 года, организованной в рамках проекта «Музыкальная наука в контексте культуры. Навстречу 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных» (№ 18-012-20048). Дерунец обозначила плюсы и минусы проекта и отметила, что будущее научных проектов при поддержке РФФИ вызывает оптимизм.

Е. С. Дерунец

«Культурным проектам – быть! – заключила Елена Станиславовна. – Гранты – получать и успешно осваивать! Информационные вызовы эпохи – преодолевать и помнить, что перемещение в интернет-пространство едва ли не всех сфер человеческой деятельности никогда не заменит радости живого профессионального общения, лучшим пространством для которого и являются научные конференции».

Фото: Владислава Власова