Мы запускаем рубрику “Гнесинке 125”, в которой будут публиковаться материалы из печатной юбилейной газеты “Безфальши”. Откроет эту рубрику поздравление ректора РАМ им. Гнесиных А. С. Рыжинского.

Дорогие мои! Мы ещё так молоды: нам всего лишь 125. Я очень хочу, чтобы наша жизнь была запоминающейся и яркой – такой, какой она была, когда я учился в этих стенах.

Не вспомню даже, как я узнал про Гнесинскую академию. У меня ощущение, что я знал про неё всю жизнь. Может быть, потому, что Елена Фабиановна Гнесина как автор хрестоматийных пьес для начинающих знакома каждому с первого класса музыкальной школы. Но сначала, учась в Омске, я даже мечтать не смел о Гнесинке. Уже потом, когда выиграл свой пер- вый конкурс, вдруг подумал: «Почему бы действительно не поехать сюда?»

Первое, что запомнилось – здание с колоннами. Входишь, слышишь музыкантов, которые занимаются в коридорах, и понимаешь: как здорово они играют! В общем, зашёл, услышал, вдохновился.

Вдохновляли и уникальные люди, с которыми я встречался в студенческие годы. Мне удивительным образом везло: я учился у лучших из лучших. Влади- мир Онуфриевич Семенюк, который 36 лет руководил хором Гнесинской академии – благодаря ему коллектив был одним из самых известных в стране. Педагог по дирижированию Елена Николаевна Байкова, которая учила по-особому слышать, рационально и эмоционально переживать музыку. Не перестаю восхищаться моим научным руководителем, Татьяной Владимировной Цареградской. Она – выдающийся музыковед и просто неиссякаемый источник идей.

Да, трудностей в мою бытность студентом было немало. Ведь для человека, который вырос в тепличных домашних условиях, жизнь в общежитии не очень-то привычна. У нас то лифт не работал, то душ, то раковины засорялись… Тем не менее, жили мы очень дружно. И всегда радовала сама атмосфера братства и взаимовыручки. Вы не поверите, но в те времена главными были проблемы совсем другого порядка: когда затрудняешься проанализировать какую-нибудь сложную сонатную форму или написать четырёхголосную фугу со стреттой. Даже вопрос нехватки денег так болезненно никогда не воспринимался: в конце концов, была работа, которую мы умели правильно согласовывать с учёбой.

Для меня Гнесинка – это дом. Так повелось с самого начала, потому что Елена Фабиановна Гнесина, её сестры, брат были одной большой семьёй. И, несмотря на все сложности взаимоотношений, которые в больших семьях возникают, Гнесинский дом всё равно остаётся тем местом, куда очень хочется приходить снова и снова.

Всё это накладывает особые обязательства и, вместе с тем, даёт особые возможности. У нас ценятся доверительное,  неформальное  общение  между  студентом  и преподавателем и глубокая заинтересованность педагогов в твоей судьбе. Например, мой урок по дирижированию мог продолжаться до 11 часов вечера (тогда охранники были не такие  свирепые и нас не гоняли). Мы и сегодня во многом так общаемся: не за рубли и часы, а за правду.

Гнесинский дом – это ещё и «семья» учебных заведений, которые по сей день отлично  взаимодействуют. У  нас  общий  педагогический  состав:  в  музыкальной школе работают и профессора академии, и преподаватели училища. Вспомним и про общие традиции. Одна из них – встречаться 15 февраля в одном большом концерте и приветствовать лучших представителей наших учебных заведений. Увидеть разные поколения гнесинцев можно и на других концертах. Например, хоры училища  и  академии  традиционно  объединяются,  чтобы исполнить “Carmina Burana” Орфа.

Времена меняются, меняются студенты. Когда-то мы больше писали, больше читали, потому что не было даже электронных книг. Нынешний студент, вооружённый гаджетами, меньше нуждается в готовых знаниях, которые в любой момент можно почерпнуть из различного рода ресурсов. Сегодня я вижу много талантливых студентов, которые делают поразительные успехи. У многих из них, правда, в большей степени «пуантилистическое» мировосприятие: они знают какую-то информацию, но точечно; порой не хватает последовательности, умения всё это осмыслить. Не могу сказать, хорошо это или плохо – это просто по-другому. Про лоботрясов, которые не учатся и, наверное, никогда не будут учиться, говорить не буду. Хотя признаюсь, многие из этих студентов талантливые.

Совершенно ясно, что наша информационно-технологическая эпоха в итоге изменит и саму модель образования. Но ведь идея реформирования родилась не сегодня и даже не вчера, а гораздо раньше. Важно также понимать, что реформа будет длиться ещё многие десятилетия, и всё время что-то будет не устраивать. Это нормально: любое жизнеспособное явление должно быть динамичным. Помню, как один из педагогов говорил, что не успела опера родиться, как начала реформироваться; Монтеверди, Глюк, Моцарт – каждый от себя что-то добавлял.

Уже сейчас в образовании выстроилась другая система общения студента с педагогом, которая называется модным термином «студентоцентрическая парадигма». Кроме того, мы постоянно ищем новые подходы к репетиционной практике, пробуем в обучении новые жанры – ведь в наше время невозможно ограничиваться лекционными и семинарскими занятиями. Взять те же онлайн-курсы: думаю, что у академии музыки здесь огромное преимущество, и эти курсы могут стать доступны всей стране.

Вспоминаю своего педагога по фортепиано Александру Павловну Батагову. Будучи уникальным мастером интерпретации современной музыки, она говорила, что можно ничего не знать о новом сочинении, но прослушивая, «прощупывая» его, постепенно приближаться к тому, что правильно, а что нет. Поиск, желание искать – это то, что сопровождает меня всю жизнь. И в дальнейшем я вижу Гнесинку сильной, успешной, передовой, не боящейся экспериментов. Так что будем современными, но максимально далёкими от сферы «образовательных услуг».

Теперь, по случаю юбилея, советы и пожелания.

Абитуриентам: обязательно пытайтесь сюда поступить, потому что училище и академия музыки имени Гнесиных – это основа настоящего профессионального роста, это уникальная атмосфера свободы и общения друг с другом.

Выпускникам желаю не разочароваться в профессии и ни в коем случае не уйти из неё. Да, иногда кажется, что где-то лучше и интереснее, но в итоге может остаться ощущение потерянного рая.

К сожалению, время уходит, сжимается, подобно стретте. Поэтому наслаждайтесь каждым моментом, проведённым в этих стенах. Свет и тепло, которые излучает Гнесинский дом, гармонизует негативные мысли. Гармония – ключевое понятие в музыке. А музыка – главное дело нашей жизни, наша путеводная звезда.

С праздником!