Тет-а-тет

Татьяна Науменко: «Конференцию нужно писать, как книгу»

Осенью 2020 года в Российской академии музыки им. Гнесиных прошли две масштабные конференции: «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи» и «Научные школы в музыковедении ХХI века». Инициатор проведения этих научных форумов — проректор академии по научной работе Татьяна Ивановна Науменко — рассказала о том, какой путь проходят проекты от появления идеи до жарких дискуссий в интернет-пространстве.

Татьяна Ивановна, октябрьская конференция («Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи») прошла в смешанном формате, а ноябрьская — полностью онлайн. Сложно ли далось решение провести ноябрьскую конференцию «Научные школы в музыковедении ХХI века» полностью онлайн?

Обе конференции проводились при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, и онлайн-формат проведения ноябрьского форума был определен условиями гранта РФФИ.

Мысль о проведении «Научных школ…» возникла летом. Когда я увидела объявление РФФИ о конкурсе на проведение онлайн-конференции, то подумала, что прогнозы на осень печальные и что мероприятия можно будет проводить только дистанционно. Решила подать заявку. И хотя условия конкурса были довольно жесткими, мы их выполнили, а уже к середине июля узнали, что нас поддержали. «Научные школы…» на протяжении некоторого времени были единственным задуманным проектом.

В конце лета РФФИ открыл конкурс на проведение очной конференции. Мы с Александром Сергеевичем Рыжинским подумали, что надо использовать и этот шанс. Отмечу, что, согласно требованиям РФФИ, для проведения одной конференции нужно было собрать не менее 100 участников, для проведения второй — не менее 50, причем половина из них должна быть грантодержателями фонда. Выполнить эти условия непросто, но могу с радостью сказать, что на приглашение откликнулись многие музыковеды. И стало понятно, что мы сможем выполнить условие и второй конференции.

Есть еще один важный для нас момент. В декабре прошлого года в академии состоялось творческое совещание проректоров по научной работе из всех консерваторий Российской Федерации. Мы договорились, что многие проекты будем проводить совместно. Так что на обеих конференциях представлены консерватории почти всех регионов России.

Офлайн, онлайн, 50/50 — какой из способов вам кажется наиболее подходящим для проведения конференции?

Конечно, затевая октябрьскую конференцию, мы мечтали о том, чтобы вернуться к прежним форматам жизни… Для многих коллег во всем мире очная форма является предпочтительной. А возможность компенсировать участнику все расходы увеличивает пространство свободы. Благодаря финансовой поддержке РФФИ мы могли пригласить всех, кого были рады видеть, оплатить дорогу, проживание и даже предусмотреть культурную программу — правда, уже с помощью академии, а не фонда.

В нынешней ситуации некоторые зарубежные гости, которые не могли приехать из-за приостановленного авиасообщения, отказались и от онлайн-выступлений. Часто звучала фраза: «Мне бы очень хотелось лично познакомиться с коллегами. Я лучше подожду до тех времен, когда это будет возможно».

Но нужно видеть плюсы и в этих обстоятельствах. Не смог человек приехать — у него есть возможность выступить онлайн. Например, видеодоклады представили исследователи из таких далеких стран, как Бразилия, Вьетнам, Китай.
Выступления в онлайн-режиме практиковались и до эпидемии, так что в случае необходимости можно использовать этот формат и в будущем. Но здесь важна возможность выбора. Кто-то решает выступить по интернету, а кто-то хочет приехать, познакомиться с коллегами, увидеть академию и завести не только научные, но и дружеские связи.

С какими неожиданными трудностями вы столкнулись при подготовке к ноябрьскому мероприятию?

Неожиданностей не было. Команда нашей академии — это люди с огромным опытом проведения конференций. А трудности, конечно, возникали, но так бывает всегда. Например, кто-то в последний момент не смог выступить. В этом случае определенная нагрузка ложится на ведущего секции, который должен быстро переформатировать заседание. Технические сбои, которые от нас не зависели, к счастью, были минимальны (мы используем платформу Google Meet). В этом отношении конференцию очень поддержали технические специалисты академии.

Каждый вечер после окончания работы секций мы получали очень хорошие отзывы от коллег и слушателей. Ведь конференция — всегда большой праздник для музыковеда.

Какие доклады, темы стали для вас открытием?

Я всегда считала, что конференцию нужно писать, как книгу. Ее концепция — как оглавление, а секции — главы. С тех пор как РФФИ ввел требование включать в заявку полную программу конференции, на основании которой присуждается или не присуждается грант, необходимость такого подхода стала еще более очевидной. Могу предположить, что эксперты фонда, присуждая грант, оценивали в том числе и степень научной новизны.

Тем более никакая регламентация не может повлиять на свободу исследовательской мысли. В музыковедении все устроено так, что практически у каждого серьезного ученого есть своя тема, а в ней — свои открытия. Кроме того, в рамках конференции спонтанно рождаются новые идеи, особенно в ходе дискуссий. В этом и есть смысл научного форума — знание должно прирастать.

Наш выдающийся музыковед Н.С. Гуляницкая в одной из статей цитирует слова А.Ф. Лосева: «Если хотите быть вечно молодыми, занимайтесь наукой, как вечной молодостью». Вот это чувство открытия и есть вечная молодость науки.

К сожалению, обстоятельства этой осени не позволили выступить некоторым участникам. Если бы их доклады прозвучали, открытий было бы больше.

И напоследок — ваши личные впечатления.

Конференция, которая проходит при твоем участии, всегда дает ощущение, что жизнь продолжается, наука развивается, что это живое дело, которое есть и будет всегда. Отмечу еще один особенный момент, который мне приносит наибольшую радость, — это готовность музыковедов и впредь встречаться на базе Гнесинской академии. Мы, работающие здесь, уже привычно говорим: Гнесинский дом. Но когда так начинают говорить коллеги из других консерваторий, это особенно ценно. Гнесинский дом — это наше национальное достояние. Академия с первых лет существования стремилась к объединению научных и педагогических сил всей страны: эта объединяющая роль, как мне кажется, не утрачена и в наши дни. Научное содружество со всеми российскими музыкальными вузами может иметь большие и значимые перспективы.

About the author

Archive | + posts

Чтобы просмотреть все записи автора, нажмите на Archive

Вам также может понравиться...