Долгожданное событие для любителей искусства произошло в конце января — столичные музеи открылись после долгого перерыва. Из-за закрытых границ путешествовать пока невозможно, поэтому выставки оказались единственным способом вживую познакомиться с искусством других стран. Главный центр внеевропейской культуры в Москве — это Музей Востока. Помимо постоянной экспозиции, посвящённой азиатским странам, открылись и временные выставки, большинство из которых проходит до конца февраля.

Одна из них — «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков» —представляет декоративно-прикладное искусство Турции: расписную фаянсовую посуду, изразцы, драгоценные ткани с вышивками и ковры. В первом разделе выставки рассказывается о возникновении османского стиля с особыми цветочными узорами из тюльпанов, роз, гиацинтов, нарциссов и гвоздик, которые отсылают к образу райского сада. Поздний период — время усилившегося влияния на Османскую империю европейской культуры — представлен во второй части экспозиции, которая получилась цельной и разносторонней. Закрытие выставки состоится 23 февраля.

Блюдо. Изник, сер. – третья четверть XVI века

«Кто есть я? Что представляет собой общество, в котором я живу?» — такие  вопросы поднимает японский художник Кавати Сэйко в необычных гравюрах, которые можно увидеть на экспозиции «Полет над Хокусаем». Важная особенность стиля мастера — авторский подход к технике ксилографии, традиционной дальневосточной печатной графики. Благодаря тому, что чёрный контур Сэйко наносит на картину в последнюю очередь, создаётся ощущение порывистости и тревожности. Главные герои многих гравюр Кавати — летящие петухи, олицетворяющие страхи людей перед миром. Часто художник обращается к образам классического искусства Японии: это может быть знаменитая  гравюра Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагава» или шедевр архитектуры — вилла членов императорской семьи Кацура, построенная в XVII столетии. Увидеть гравюры Кавати Сэйко можно до 10 марта.

“Золотое пространство (V)”

Яркая живопись советской художницы Лидии Фёдоровны Архиповой представлена на выставке «Лидия. Африканские сны». Творчество Архиповой охватывает разные жанры: натюрморты, портреты, пейзажи, бытовые сцены. Все картины необычайно красочны; для них характерны округленность линий и техника крупных мазков. Такой взгляд на мир и круг интересов сформировались по нескольким причинам. Во-первых, отец Лидии, Фёдор Томас, был известным в дореволюционной России афроамериканцем. Во-вторых, художница много путешествовала по Африке, Индии и Средней Азии. А еще её творчеству  присуща удивительная музыкальность, и это тоже неслучайно: Лидия Архипова с детства играла на фортепиано и сочиняла. Экспозиция проходит до 28 февраля.

Кузнец Хамиду Карамбе. Всадник. Догоны. Деревня Олоуло, сельская коммуна Дандоли, регион Мопти Республики Мали. 1990-е гг.

В центре выставки «Дети дождя: ногом, теллем и догоны» — религиозная и бытовая скульптура, предметы обихода народов Республики Мали. Экспонаты были найдены научно-исследовательской экспедицией Института востоковедения РАН при участии Музея Востока. Также в экспозиции рассказывается о работе сотрудников лаборатории, которые применили новые методы в изучении африканской культуры. Заключительный день выставки —  28 февраля.

Чаша черноверхая, Древний Египет, III-II тыс. до н. э., Государственный Эрмитаж

Другая научная экспозиция — «Путешествие в страну Куш» — посвящена Нубийской археологической экспедиции АН СССР, проходившей под эгидой ЮНЕСКО. В Музее Востока можно увидеть предметы, найденные советскими учеными, фотографии, рисунки и документальный фильм о том, как спасали древние культурные ценности. За два сезона с 1961 по 1963 годы были обнаружены памятники разных эпох, начиная с верхнего палеолита, в том числе более двухсот древнеегипетских надписей.  Познакомиться с результатами работы экспедиции можно до 28 февраля.

В красочный мир Востока можно также погрузиться в центре современного искусства «Винзавод», где в галерее Тотибадзе проходит выставка «Мой Тбилиси». Художница Наталия Флоренская представила работы, созданные за весну и лето 2020 года, когда путешествие в родную Грузию превратилось в неожиданное карантинное приключение. Наслаждаясь этими пейзажами, словно переносишься в жаркий Тбилиси с его знаменитыми двориками и маленькими улицами, овощными и цветочными прилавками, древними храмами, смотрящими на город с высоких холмов. В выставочном пространстве картины сгруппированы по сюжетам и цветовому балансу, что усиливает ощущение прогулки по городу. Даты проведения — с 5 февраля по 21 марта.

«Индия. Новое искусство» — масштабный проект, организованный Новой Третьяковкой и Музеем искусств Киран Надар. «Экспозиция откроет новые горизонты в понимании широты и значимости современной индийской арт-сцены», — отметила Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи. Выставку ожидали ещё в июне прошлого года, но из-за пандемии было принято решение перенести её на март 2021-го. Киран Надар, основательница Музея искусств, назвала экспозицию «уникальным обзором современного индийского искусства». Свои работы представят более шестидесяти художников разных поколений.