О начале 14-го сезона цикла «Гнесинская общедоступная филармония» и музыке Моцарта и Прокофьева.

Воскресные занятия музыкантов имеют одно общее качество с дневными концертами в выходной день – они проходят без будничной спешки и суеты. В Москве выбор таких концертов огромный: абонементы в филармонии, образовательные проекты в зале «Зарядье», мероприятия для детей в консерватории – каждый  найдет событие на свой вкус. Среди творческих вузов первой стала организовывать еженедельные «открытые двери» для слушателей Академия Гнесиных. С 2006 года в рамках проекта «Общедоступная филармония» любой желающий может послушать произведения, приуроченные к памятным историческим датам. Родоначальником цикла воскресных концертов в академии был В.П. Самолетов (с 1973-1986 год глава кафедры камерного ансамбля, квартета и концертмейстерской подготовки), сейчас его куратором стала профессор Елена Юрьевна Багрова. В 2021 году уже состоялось четыре концерта цикла 14-го сезона. Впереди ещё шесть. Все они пройдут в стенах Гнесинского дома и, по завету основателя,  будут посвящены важным датам в музыкальной культуре.

Излюбленная тема многих циклов – юбилеи композиторов. Первое воскресенье марта объединило в концерте «Общедоступной филармонии» празднование рождения двух персон: В.А. Моцарта и С.С. Прокофьева. Хотя появились на свет они с разницей в два месяца (день рождения Моцарта-27 января, Прокофьева -23 апреля), микс венского классицизма и русского неоклассицизма оказался интересен. Именно в постоянном чередовании музыкальных стилей знатоки могли особенно рельефно услышать сходства и различия композиторских техник, а также определить профессиональный уровень пианистов, который, к слову, был очень разным.

Концерт состоял из одного отделения, однако по качеству исполнения его смело можно разделить на два. В первом музыканты привели к единому знаменателю романтизма XIX века эстетику XVIII и XX столетий. Удивительно, как чувственное восприятие музыки может сделать схожими произведения Моцарта и Прокофьева. Вот рецепт «универсально-романтической» композиции: мелодику обязательно нужно «пропевать», особо выразительные интонации выделять придыханием, игнорировать остинатность и ритмическую пульсацию, в педализации полагаться только на исполнительское чутьё. В результате любой художественный образ композитора растворится  в чувственном звучании инструмента.

Программа второй части концерта была интереснее и наконец появились музыканты, которых хочется представить: именно в этом отделении выступал самый маленький пианист – ученик музыкальной школы им. Гнесиных Ни Ченьчжэ (преп. профессор Ю. А. Богданов). В свои двенадцать лет он без единой помехи исполнил три части фа-мажорной сонаты Моцарта, показав пример исполнительской стойкости и выдержки. Но если юный Чэньчжэ запомнился количеством хорошо сыгранных нот, то Елена Колесникова (преп. доцент Т. П. Левитина) в небольшом прокофьевском «Наваждении» поразила яркостью музыкального образа и глубиной содержания. Отличная техника и трактовка фортепиано как ударного инструмента выгодно отличали пианистку от остальных, а бунтарский характер пьесы настолько «заразил» слушателей, что следующая исполнительница подхватила это настроение и начала играть до-мажорную сонату Моцарта в характере предыдущего произведения.

Были в программе и шлягеры. Третий  фортепианный концерт в исполнении Анастасии Лапушниковой (преподаватель Л.А. Резникова) завершил программу, прозвучав с типичной для Прокофьева иронией и оптимизмом.

Музыки в этом концерте было много, и она была разной. Но разница, очевидная профессионалу, не всегда понятна неподготовленному слушателю. Исторически памятные даты – это прежде всего те, которые откликаются в людях яркостью воспоминаний, а не те, что обозначены числом в календаре. Ценность этого концерта была бы значительно выше, если бы непосвященные зрители узнали, что Прокофьев и Моцарт жили с разницей в 150 лет, что 13-летний Серёжа назвал музыку Вольфганга нудной, но потом сам начал использовать в своих произведениях «идею простоты». Чтобы рассказать об этом гостям, достаточно энтузиазма студентов Гнесинки, при этом новые знания, которые слушатели смогут получить от них, сделают ценность концерта значительно выше.