В РАМ имени Гнесиных завершилась Международная научная конференция «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы». О самых необычных ее событиях рассказывает Екатерина Салтецкая.

Удивительным образом конференция, посвященная такой, казалось бы, узкой теме как «музыкальная композиция в историческом аспекте», оставаясь верной своей повестке, получилась невероятно широкой по диапазону тем, научных и художественных (и не только) практик, о которых исследователи говорили в своих выступлениях. В рамках докладов были затронуты даже такие темы, как отношение государственных чиновников к центрам современного искусства, любовь Шенберга к теннису и красота фигурного катания. Прибавим к этому то, что в мероприятии приняли участие больше сотни человек из разных стран и регионов России, что заседания проходили одновременно в нескольких аудиториях, что проходили они с интернет-трансляцией, и, что, кроме музыковедов (мэтров и начинающих исследователей), на конференции выступили представители других областей науки. В общем, событие получилось масштабным во всех отношениях.

В связи с тем, что обзор не резиновый, к сожалению, отметить добрым словом каждый доклад не получится. Выбирать «лучшие» или «самые яркие» совсем не хочется, все они были интересны. Но, чтобы говорить более предметно, можно выделить самые необычные из них. На ум сразу приходят дистанционные выступления профессора теории музыки Консерватории Пибоди Ильдара Дамировича Ханнанова и кандидата искусствоведения, заведующей сектором кино и телевидения Российского института истории искусств Ларисы Николаевны Березовчук.

Первый рассказывал о малоизвестной в России технике композиции партименто, основанной на «развертывании фактуры по заданному басу» при помощи специальных музыкальных формул. Выступление Ильдара Дамировича вызвало живой интерес у слушателей, для некоторых техника, которую он описывал, стала открытием. Особо отметим искусное расположение красного в кадре.

И.Д Ханнанов

Доклад Ларисы Николаевны Березовчук был посвящен работе композитора в кино. Автор не продемонстрировала ни одного слайда или музыкального примера, но ее эмоциональность и ораторский талант не отпускали внимания аудитории.

Л.Н Березовчук

Кроме выступлений за кафедрой, хотелось бы прокомментировать выступления на сцене, сказать о том событии, которое украсило, обогатило   конференцию – о концерте, посвященном юбилею гнесинских профессоров – Ларисы Львовны Гервер и Ирины Самойловны Стогний.

Концерт проходил в Малом зале академии. Первая часть с произведениями И. С. Баха и Бетховена стала приношением И. С. Стогний, а вторая с сочинениями Брамса и Шостаковича – Л. Л. Гервер. Все исполнители были искренни, сильны и получили заслуженное «браво!». Алиса Кугачева и Алексей Вакер, исполнявшие чакону И. С. Баха из партиты № 2 для скрипки соло и сонату № 23 для фортепиано Бетховена соответственно, восхитили тем, что удерживали в голове и душе целый универсум и не отпускали внимание слушателей. Анна Валеева, представившая op. 119 Брамса, порадовала тонкостью в лирических моментах и задором в торжественных. Исполнительница прелюдии и фуги Шостаковича G-dur, Екатерина Герасимова, играла с колокольной мощью и любовью, а в выступлении Ивана Кожевникова, благодаря которому публика услышала прелюдию и фугу Шостаковича e-moll, соединились камерность и напряженность. Кроме исполнителей, заявленных в программе, на сцену неожиданно для всех вышли ученицы Ирины Самойловны Стогний, чтобы поздравить ее трогательным романсом Брамса.

А. Вакер

В общем, все на конференции радовало: сильная научная мысль, харизматичная подача, грамотная организация, всеобщий энтузиазм. Пожалуй единственным, что могло огорчить на этих именинах интеллекта, была тишина после некоторых докладов. На концертах даже не самые удачные выступления заканчиваются аплодисментами. Это награда исполнителю за его труд и смелость. Почему же мы не благодарим всякого, кто выходит к трибуне, чтобы продемонстрировать нам результат работы своей мысли? Давайте же каждого докладчика провожать аплодисментами, чтобы масштабы нашей души соответствовали масштабам наших дел.


Фото: Дарья Кинякина