“Алые Паруса” – излюбленный сюжет многих поколений романтиков-мечтателей. Одноимённый мюзикл по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачева на музыку Дунаевского идёт в Российском академическом молодёжном театре с 2010 года. Ассоль – юная девушка, живущая в грязном приморском городке, поверила в чудо: однажды из-за горизонта появится корабль с алыми, как заря, парусами, и смелый капитан увезет девушку с собой в дальние страны, где они будут жить долго и счастливо. Это аналог истории о Золушке с поправкой на жизненные реалии: если Золушкину мечту исполнила фея, то для Ассоль чудо сотворил вполне реальный капитан Грей. Александр Грин писал о том, что чудеса мы делаем своими руками. А в пьесе, по которой поставлен мюзикл, изменена мораль: она стала прорелигиозной, и Ассоль ближе к финалу стала напоминать фанатичку-юродивую. По мнению авторов спектакля, не деяния людские, а вера способна творить чудеса.

Спектакль завоевал популярность у детей и у взрослых, поэтому он не выходит из репертуара театра вот уже 11 лет. Музыка и танцы – его главное достоинство. Тексты шутливых матросских песен остроумны и по сей день не теряют своей актуальности, тексты лирических песен – проникновенны и небанальны по содержанию, как это частенько бывает. Постановка танцевальных номеров сверкает идеальной геометрией и продуманностью. А вот сценическое решение сразу же вызывает вопросы из-за исчерченного подметками и оттого как будто бы грязного черного пола. Очевидно, грязь символизирует гнетущую атмосферу портового городишки, в котором растет Ассоль, но в таком случае эту идею можно было бы изобразить более изящно. Дополняют первое впечатление огромные ржавые бетонные блоки, которые являются единственной декорацией на протяжении всего мюзикла. Там находится таверна, там живёт Ассоль, это – корабль, и ещё и маяк, куда залезает Ассоль, чтобы спеть арию “Я построю маяк” – яркую и чувственную, как и вся музыка Максима Дунаевского к спектаклю.

Кстати об исполнителях: актерские способности Александры Розовской (Ассоль) не вызывают сомнений: она молниеносно перевоплощается из 12-летней задорной девчонки в возрастную лирическую героиню-дефис-святую великомученицу. Александра неплохо поёт, но шумное дыхание и неудачные миксты на высоких нотах выдают, что прежде всего она актриса. Подобная ситуация приемлема в мюзиклах, но, как назло, на одной сцене с ней и с другими артистами такого же эшелона выступает Денис Баландин, известный по многим другим спектаклям театра и ролям в кино. Он, судя по всему, профессионально занимается вокалом в свободное от репетиций время. После его выходов слушать пение главных героев становится весьма затруднительно. Напрашивается вывод, что именно поэтому ему отдана всего лишь второстепенная роль Мэннерса-младшего, неудавшегося поклонника Ассоль.

Грей очень долго не появляется на сцене. Он возникает внезапно – в ночном клубе, куда спускается с маяка отчаявшаяся Ассоль. Любовь с первого взгляда, короткая автобиографическая ария, и вот уже главный гвоздь программы – алые полотнища в форме парусов парят над залом. На сцене довольная Ассоль прижимает к сердцу самодельный кораблик, который подарил ей отец, взяв ткань на паруса из красного шарфа погибшей матери. До конца кажется, что, сохраняя изначальный посыл повести, чудо совершит Мэннерс-младший: в мюзикле он хоть и жаждет засадить отца Ассоль в темницу, но от всей души влюблён в чудачку и хочет на ней жениться. Если бы он переродился внутренне и сам заказал алую ткань на паруса для исполнения детской мечты любимой женщины, для взрослых зрителей такая мораль в конце была бы логичнее, и интерпретация повести Грина показалась бы глубже, реалистичней и более приближенной к оригиналу.

В “Алых парусах” Александра Бородина зациклившаяся на вере в корабль с алыми парусами Ассоль четвёртый год не слезает с маяка, чтобы не пропустить на горизонте заветного брига. Она становится местной юродивой –  все горожане называют её сумасшедшей (еще одна чудесная музыкальная композиция Дунаевского). Сама картина девушки с непоколебимой верой, пусть и в корабль, девушки, которую отвергает общество из-за её “помешательства”, воссоздает в памяти образы сразу всех святых великомучеников и монастырских затворников. Поэтому приезд группы байкеров, который очень оживил бетонные декорации и чёрный пол, воспринимается как искушение святой, которому она, естественно, не поддаётся, но с маяка на минутку все же спускается. Зато там, в рассаднике разврата, на последних десяти минутах спектакля, встречает своего Грея – любовь всей жизни, что, действительно, бывает только в сказках.