ансамбль FIBEM, фото: Илья Сергеев

С 11 по 14 октября в Москве проходил пятый фестиваль современной музыки Gnesin Contemporary Music Week. Третий день был посвящен «странным техническим происшествиям» в музыке XXI века.

В прошлом столетии интенсивно развивались компьютерные технологии. Композиторы-авангардисты не могли пройти мимо этого и начали активно экспериментировать в области мультимедийной и электроакустической композиции. В наши дни эксперименты продолжаются в творчестве современных авторов, из-за чего возникают неминуемые трудности как для исполнителей, так и для слушателей. Сотрудники Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории в рамках Gnesin Contemporary Music Week уже не первый год делают всё возможное, чтобы помочь исполнителям и музыковедам разобраться с нечитаемыми на первый взгляд партитурами. Кроме того, спикеры Gnesin Week наглядно обучают базовому самых современных программ для работы со звуком и другими медиа.

Образовательная программа третьего дня Gnesin Contemporary Music Week прошла в Центре электроакустической музыки Московской консерватории. Серию воркшопов по разбору современных сочинений начали сотрудники ЦЭФМ Эльдар Садыков, Антон Бушинский, Юлия Мигунова, композитор Николай Попов и пианистка Феодосия Миронова. Вместе они рассказали о партитуре и специфике исполнения сочинения «Тор-10» австрийского композитора Маттиаса Кранебиттера.

Используя кадры и звуки повседневной жизни, Маттиас Кранебиттер хотел показать абсурдность списков и рейтингов, удовлетворяющих нарциссические чувства общества. Музыкальная форма «Первой десятки», как следует из пояснения самого автора, это «список соревновательных событий, которые пытаются превзойти друг друга в темпе, плотности, истеричности и идиотизме».

Партитура пьесы совсем не похожа на привычный нотный текст. Это, скорее, инструкция по исполнению пьесы, где сказано: когда и как использовать патчи (сохраненные параметры звука). Композитор и медиахудожник Эльдар Садыков очень доступно объяснил приёмы работы над «Тор-10», а виолончелистка Юлия Мигунова и пианистка Феодосия Миронова рассказали об особенностях её исполнения.

Следующий воркшоп провёл научный сотрудник ЦЭАМ, альтист Сергей Полтавский. На примере «Weapon of choice» немецкого композитора Александра Шуберта он показал, как смычок при помощи сенсора, может управлять музыкой, электроникой и видео в режиме реального времени. Сергей Полтавский подробно проанализировал графическую партитуру Александра Шуберта, рассказал об устройстве сенсора и дал рекомендации по звуковой инженерии.

Композитор Алексей Наджаров пояснил идею создания и «странные технические происшествия» «Новой пьесы», написанной в 2015 году для баяна, live-электроники и live-видео. «Новая пьеса» — это очередной эксперимент по взаимодействию звука и изображения в режиме реального времени и, параллельно с этим — рассуждение о том, насколько это взаимодействие оправдано.

Сотрудники Центра электроакустической музыки: Эльдар Садыков, Николай Попов и Юлия Мигунова закольцевали образовательную программу третьего дня Gnesin Week. Заключительный воркшоп был посвящен разбору пьесы для виолончели и электроники «Foris» французского композитора Рафаэля Сендо, партитура которой представлена в виде рукописи.

После насыщенной лекционной части Gnesin Week переместился в ГРАУНД Солянка, где состоялся концерт-перформанс «Объекты и субъекты». Ансамбль FIBEM представил сочинение британского композитора Тима Паркинсона «Time with People», между частями которого в исполнении группы молодых музыкантов Reheard звучала музыка современных авторов: Дарии Маминовой, Анны Ромашковой, Дмитрия Бурцева.

Инструментальная музыка современных композиторов на удивление созвучно сочеталась с «Time with People» Тима Паркинсона. Артистам FIBEM и Reheard удалось переосмыслить значение звуков и классических музыкальных структур.