Филипп Геллер

Многоликий образ Игоря Грабаря, предметы дворянского быта из прошлого, эксклюзивные работы Константина Коровина и традиции московского чаепития

  • «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения».

Инженерный корпус Третьяковской галереи

Масштабный проект Государственной Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря. На выставке он представлен как талантливый художник, основоположник советской школы искусствознания, реформатор музейного дела. Также именно Грабарь стал организатором всероссийской охраны и реставрации памятников старины.

В эскпозиции представлены не только его собственные работы из разных музеев страны, но и картины авангардистов — Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и других. Именно благодаря Грабарю фонд Третьяковской галереи пополнился творчеством революционеров в живописи первой половины XX века.Также в экспозиции можно увидеть древности, спасенные художником — это четыре доски Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, их автором считается Андрей Рублев. Плюс представлены иконы, которые были показаны на выставке Грабаря и Анисимова «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII – XVIII века», проходившей в США и Европе в 1929-1932 годах.

Выставка работает до 26 февраля 2023 года.

  • «Приметы милой старины»

Государственный музей А.С.Пушкина

На выставке представлены предметы XVII – первой половины XIX века, которые современному человеку кажутся абсолютно бесполезными. Среди них — курильница, сонетка, мушечница, карне-де-баль, портбукет, конторка… Предметы декоративно-прикладного искусства позапрошлого столетия — в центре внимания этой экспозиции. Она рассказывает об их функциях и позволяет ответить на вопрос: почему те или иные вещи вышли из употребления? Посетители выставки узнают о частной жизни дворянина той эпохи, научатся разбираться в моде 1820-х годов и ознакомятся с правилами поведения в театре и на балу.

Выставка работает до 14 мая 2023 года.

  • «Константин Коровин и его круг. Москва — Париж».

Дом русского зарубежья им. А.Солженицына

На выставке посетители увидят эксклюзивные, никогда прежде не экспонировавшиеся работы самого Коровина, архивные документы и письма. Особое внимание организаторы экспозиции уделили влиянию художника и его круга, в который входили: Михаил Нестеров, Валентин Серов, Антон Чехов, Федор Шаляпин, Константин Станиславский, а также его ученики — живописцы Александр Герасимов, Роберт Фальк, Наталья Гончарова. Выставка создана Домом русского зарубежья и галереей «Веллум» в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Крымским литературно-художественным мемориальным музеем-заповедником, Союзом филокартистов России, при поддержке Фонда наследия Русского зарубежья и ряда крупных частных коллекционеров.

Выставка будет работать с 6 декабря 2022 года  до 23 марта 2023 года.

  • «Мода на чай». Живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из музейных и частных собраний

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

В конце 18 — начале 19 столетия чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, светских приемов. Москва в это время заняла место столицы русской чайной торговли, лидера чаепотребления и законодательницы традиций чаепития. На выставке можно увидеть портреты московских купцов — членов старейших чаеторговых семей Перловых, Карзинкиных, Боткиных. А в графических произведениях К.Рабуса, А.Сапожникова, Л.Федотова можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и кондитерские упаковки фирм Поповых, Абрикосовых и прочих показывают всесословный хараткер чаепития. Чай повлиял и на женскую моду — появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких. На выставке представлены редкие образцы подобных платье из собрания Фонда историка моды, коллекционера Александра Васильева.

Выставка будет работать до 29 января.

Ксения Терентьева

Ностальгия по елочным игрушкам, духовные миры Кирилла Ведерникова и новое восприятие городского пространства

  • «Елки нашего детства»

Дворец царя Алексея Михайловича Романова

В экспозиции будут представлены ёлочные украшения, принадлежавшие семье В.И. Ленина, из собрания музея-заповедника «Горки Ленинские» и ряд предметов из частных собраний, связанный с процессом героизации ёлочной игрушки, который происходил в 1930-е — 1940-е годы. Знакомый каждому новогодний декор советского производства 1970-х годов, ёлочные украшения из ГДР и Чехословакии.

Выставка затрагивает следующие темы: «Ёлка дореволюционная. Конец XIX — начало ХХ века», «Ёлка Ильича. 1918–1924 годы», «Борьба с ёлками?! 1925 — начало 1930-х», «Новогодняя Москва. 1935–1936 годы», «Новогодние праздники во время Великой Отечественной войны. 1941–1945», «Кремлевские традиции. 1950–1960-е», «Новогодние улицы и магазины. 1970-е — 1980-е» и «Авторские ёлки. Конец 1990-х — начало 2000-х». Несмотря на то, что ёлочные игрушки в России начали делать во второй половине XIX века, украшений этого периода сохранилось не очень много. Посетители выставки смогут увидеть не только игрушки из ваты, картона и стекла, но и настоящие раритеты, некоторые из которых будут впервые показаны публично.

Выставка работает до 15 января 2023 года.

  • «Кирилл Ведерников. Эдем»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

Выставка объединит живописные и графические работы разных периодов творчества художника. Красной нитью сквозь идеи автора проходит вечная тема «Сотворения Мира», к которой он обращается через христианские, мифологические образы. Пластический язык Кирилла Ведерникова впитал в себя традиции древнерусской иконописи, русского авангарда и немецкой готики. Зрители увидят уникальное художественное пространство, в котором встретятся образы Матери Мира, Ангелов, титанов, литературных героев (таких, как Дон Кихот).

Выставка работает до 29 января 2023 года.

  • «Я и город».

Музей Москвы

Выставка расширяет представление о художнике и ломает стереотип о том, кто такой художник и кто им может стать. Многим в силу возраста, нехватки социальных связей или разных типов инвалидности бывает сложно встроиться в художественный процесс. Специфические типы визуального языка часто недооцениваются или оказываются за пределами экспозиционных пространств, при этом система искусства лишается интересных авторов.

На выставке будут представлены работы 96 призеров всероссийского инклюзивного творческого конкурса «Я художник — я так вижу» и молодых авторов с ментальными особенностями — участников творческой лаборатории «Я и город», а также работы посетителей студий и резиденций Музея Москвы разного возраста. Пространство будет дополнено кинозалом и павильонами для мастер-классов, понаблюдать за которыми сможет любой желающий. В экспозиции город предстанет с неожиданной стороны. Разнообразие техник, тем и сюжетов вовлечет зрителей в своеобразную игру по угадыванию знакомых мест и маршрутов.

Выставка будет работать до 29 января 2023 года.