До II Всероссийского конкурса-шоу «ИмпроКлассик» остаётся неделя, и команда организаторов запустила каскад мероприятий проекта. В этом году Александр Алейников и Екатерина Белоножко решили начать с концерта-презентации. На нём выступили прошлогодние участники, новые конкурсанты, а также некоторые члены жюри.

Мастер-класс Романа Столяра – известного ведущего импровизатора России, заочного участника прошлого конкурса (его книгу «Современная импровизация: практический курс для фортепиано» получили участники), а ныне члена жюри конкурса, ждали с нетерпением.

В воскресный день желающих постигнуть секреты свободной импровизации оказалось не так много, но тем и лучше. Мастер-класс больше походил на круглый стол, где каждый мог высказаться и вступить в дискуссию с лектором. 

Беседа была посвящена двум аспектам любой импровизации: спонтанности и структуре.

 «Я воспринимаю импровизацию как образ жизни»

Роман очень много рассказал о возникновении и феномене импровизации, о её историческом аспекте. Очень ловко перемещался из 18 в 20 век, переплетал и сопоставлял в своём рассказе разные композиторские школы: сравнивал Кейджа, Ксенакиса, Штокхаузена, пытался объяснить их открытия в области импровизации; резко переключался на каденции Моцарта и запреты Бетховена на них; проводил параллели со всевозможными техниками возникшими в 20 веке. Информация так захлёстывала, что порой было трудно удержать нить разговора.

Одной из интереснейших оказалась часть про джаз. Для многих присутствующих в зале Роман открыл много новых фамилий и неизвестных доныне приёмов и техник.


Сесил Тэйлор – пионер фри-джаза

Фри-джаз – стиль современной джазовой музыки. Для него характерен отход от тональной организации музыкальной ткани, традиционных ритмов блюза и свинга. Основной акцент делается на свободу импровизации. 

Роман рассказал про теорию-утопию неидиоматической импровизации Дерека Бейли, который использовал гитару как медиум звука, а не музыки, стараясь максимально абстрагироваться от какого-либо музыкального стиля.    

     

Дерек Бейли

Новым для слушателей оказался и метод «Кобра» Джона Зорна. Это музыкальная игра для оркестра импровизаторов и суфлёра. Вместо нотного текста – набор сигналов (буквы, цифры), обозначенных на карточках. Суфлёр направляет игроков и даёт указания на дальнейшие действия. Количество участников, инструментов и время – не ограничено. Игроки импровизируют, а в итоге получается абсолютно непредсказуемое произведение.

 
Джон Зорн

Это увлекательное турне по истории импровизации можно было продолжать хоть до позднего вечера. С таким азартом и увлечением Роман делился своими знаниями, мыслями и открытиями. Но лимит встречи всего 2 часа  (потом герой убегал на концерт) не позволил продолжить беседу. Напоследок Романа Столяра попросили вкратце рассказать о конкретных методах фортепианной импровизации. Он попытался в нескольких пунктах, ссылаясь на свою книгу, объяснить, как «освободиться от оков нотных текстов» и даже немного поимпровизировал с одним из будущих участников конкурса.