Вы здесь

«Рисунок как отражение реальности»

10 декабря 2012

 

Так уж заложено природой, что карандаш, ручка или краски становятся нашими друзьями с самого раннего возраста. Рисунок, получивший воплощение на листке бумаги от детской руки – это маленькая история его окружающего мира и он будет хранить ее до конца жизни. Но эта любовь может перерасти в нечто иное, в искусство. И  тогда появится другая ступень - рисунок руки художника профессионала, а это уже история эпохи, которую будут хранить все будущие поколения. Теперь представьте, какова ценность выставки «Пять веков итальянского рисунка» из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина – это достояние всего мирового искусства, она бесценна. 
 
Рисунок, по своей сути, очень нежное создание, он не любит света и влаги, у него тонкая бумажная структура, а материалы, которыми он написан, чаще еще уязвимей, чем его основа. Поэтому выставки рисунка очень редки, их основное место пребывания – это темные сундуки в хранилищах музеев. Рисунок один из самых точных отображений воображения художника, а если этот художник еще и  итальянец, то вы абсолютно точно получите несказанное удовольствие от его работы, так как сможете найти в ней не только внешнюю красоту, но и точно переданный характер и утонченность.   
 
О чем может поведать выставка «Пять веков итальянского рисунка»? Если охватить ее целиком, то в первую очередь вы сможете наглядно проследить эволюцию развития рисунка, которую представляют не один десяток работ, не менее чем трех десятков мастеров. При этом  каждая эпоха, как известно, имела свои тенденции и свои тематические принципы. Тематики, представленные в Пушкинском, весьма разнообразны, начиная от эпохального отображения сущности мастеров XVI века и заканчивая оптическими композициями художников XX века. Линия сюжетов также продиктована временем и весьма контрастна. Рядом друг с другом вывешены исторические и  мифологические работы, светские и библейские зарисовки, архитектурные проекты и пейзажные просторы, иллюстрации к журналам и книгам. Боr о бок друг с другом уживаются улицы Италии и горные пещеры, ангелы и дьяволы, день и ночь, эскизы и прописанные до мельчайших подробностей картинки, яркое цветное и тусклое серое. Все это выставочное представление можно сравнить только с пестрым карнавалом жизни, где ничего не повторяется дважды.  Здесь у вас не возникнет ощущения дежавю, потому что время на этой выставке движется только вперед. 
 
На этой экспозиции в Пушкинском немало работ, который вызываю восторг под названием «Вау!» Так, например, я отреагировала на две работы Джакомо Гварде (1764-1835) «Венеция: Пьяцца Сан-Марко с видом на Базилику» и «Венеция: церковь Санта Мария дела Самоте и здание Венецианской таможни!», они настолько детально точно прописаны, что возникло желание взять лупу и разглядеть рисунки поподробнее в увеличении, никак не верилось в то, что такое мастерство возможно. Подобное впечатление складывается и от пейзажа Неаполя Джачинто Джиганте (1806-1876) и от изображения грота Акилле Вьянелли (1803-1894). А рисунки Феличе Джани (1758-1823) способны тронуть воображение даже самого критичного зрителя, они вызывают и страх и восторг одновременно. Там же неподалеку находится  работа Тоно Дзанканаро (1913-1995), которая раскрывает сельскохозяйственную тематику, наполненную насыщенным черным  и белым цветом и к тому же геометрически пропорциональную, что создает впечатления объема и масштаба пространства, это весьма необычно.  Такими были самые яркие мои впечатления.
 
Так пролетели два часа моего пребывания в музее, где больше десятка различных рисунков привели меня  в полный восторг. Я даже подумываю посетить ее еще разок, пока эти работы не спрячут на долгое время от людских глаз, ведь другой возможности может не быть.  

Материал подготовила студентка II курса ИТК Наталия Лаптева

  
 
 
Разделы новые: