Вы здесь

Эрих Борхерт, или Другая Родина

15 марта 2013

В ГМИИ имени А.С.Пушкина подходит к завершению  выставка «У времени в плену» одного малоизвестного, а скорее своевременно не признанного немецкого художника Эриха Борхерта (1907- 1944).

Казалось, в своей жизни молодой мастер сумел избежать неизбежного  -  надвигающегося германского фашизма. Он иммигрировал по приглашению в СССР, получил Советское гражданство, но не смог защитить себя от трагической смерти в сталинских лагерях. Ему было всего 37 лет. Работы Эриха долгое время хранились в собрании его семьи и не имели никакой огласки, лишь в 1962 году появилась первая возможность достать их из спрятанных саквояжей. К этому времени уже умершего Борхерта реабилитировали, но, к сожалению, его творчество успели позабыть. Известный в 30-е годы в Германии художник, 30 лет спустя оказался совершенно забыт. Выставка в Пушкинском - это дань уважения немецкому таланту, посвятившему и отдавшему всю сознательную жизнь Советскому Союзу и новая возможность обрести потерянную временем популярность.
Художник – реалист, авангардист,  Борхерт придавал огромное значение тому, что его окружает. Он жил во время всемирной стройки, механизации,  беспощадного использования человеческого труда, а самое страшное – нарастающей гитлеровской силы. Его работы пронизаны духом своего времени, они требуют к себе внимания. В них нет ни бедных, ни богатых, ни роскоши, ни нищеты, в них есть образ современного ему народа -  рабочий класс, простые люди, жившие одним большим трудом. Практически каждая работа мастера относится к какому-либо циклу: «Протест», «На стройке», «Рабочие», «Антифашистская серия». Рисунок, входящий в такой определенный смысловой цикл называется очень просто – лист, как лист из альбома, некая отдельная часть целого. Герои этих названных листов практически не имеют лиц, они как будто размыты. Мужчины, женщины и дети похожи друг на друга, они отличны по телу и одежде, но характер рисунка удается прочувствовать и без лица.  Будь то скромная домашняя обстановка или уличная демонстрация, строительство дома или летний речной пляж, южный или европейский городской пейзаж, каждый лист настраивает зрителя на нужный психологический лад, в одних заложен жестокий дух времени начала XX века, в других – счастливые детские воспоминания, но их очень мало.  
 
Особое место в работах Эриха Борхерта отведено женщине. Она не имеет прекрасного тела, скорее её фигура мужеобразна. Мускулистая,  с прилежно уложенными  волосами, она лишена вечернего  платья и той женской прелестности, которую мы привыкли созерцать в работах художников. Женщина Борхерта  - это тяжеловесная машина труда, рабочая, строитель, мать маленьких детей и защитница своих прав. Она обретает свойственный многим современным женщинам мужской характер, стойкость и физическую силу, твердость и непоколебимость в своих действиях.
 
 
Еще один острый угол в работах художника – это гитлеровское время. Именно оно побудила Борхерта к созданию страшного и реалистичного цикла  рисунков под названием «Антифашистская серия», написанного в СССР в 40-е годы. Искаженное карикатурное изображение немецких фашистов, прогнувшиеся под их требования церковная и политическая власти, символика, военная форма и жестокость – основные черты этой серии. Черно-белые рисунки пронизаны болью за свою страну и ни в чем не повинных людей.
 
Эрих Борхет был не только художником, он приехал в Москву молодым 23-х летним юношей по профессии моляр (современный дизайнер и отчасти архитектор). В команде единомышленников он проектировал здания магазинов, кинотеатров, участвовал в разработке Дома Культуры в Люблино, «Дома правительства» в Москве, павильонов ВСХВ (ВДНХ) и других известных объектов. Он был полон сил и надежд на реализацию творческих планов. Но молодому мастеру не повезло, началось война. Оказавшись в Советском Союзе с немецкой фамилией, он автоматически стал врагом народа, и не важно, каких политических взглядов он придерживался. Сначала его отправили на строительство Уральского алюминиевого завода, потом предъявили обвинения в подготовке диверсионного акта и планировании нелегального перехода на сторону немецко-фашистских войск. В результате Борхерта приговорили к 20-ти годам исправительно - трудовых лагерей, где он и погиб в скором времени. Так закончились 15 лет проведенных в стране надежд СССР.
 
Жизнь этого талантливого немецкого художника никто, конечно, не вернет, но путь признания его творчества только начинается. Сегодня его работами интересуются коллекционеры и многие музеи мира. Спустя почти столетие еще не остыли воспоминания тяжелых времен начала XX века, и выставка Эриха Борхерта является неотъемлемой частью той истории.

Материал подготовила студентка II курса ИТК Наталия Лаптева

 
 
Разделы новые: