Вы здесь

«Золотой век» Голландии: групповой портрет

3 октября 2013

В рамках перекрестного года «Россия – Нидерланды» в ГМИИ имени Пушкина проходит выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея». Десять крупноформатных полотен будут представлены московской публике с 21 сентября по 19 января.

Без рекламы

При всей уникальности голландской экспозиции в Пушкинском музее, тем не менее, нашлось место и отрицательной стороне – отсутствие сопровождающей рекламы. Этому, как выяснилось, есть адекватное объяснение. Дело в том, что еще в июне первоочередное право на показ выставки получил Санкт-Петербургский Эрмитаж. Амстердамские экспонаты все лето гостили в северной столице. Причина тому – давние дружеские связи Эрмитажа с голландским искусством. Начало союза было положено еще во второй половине XVIII века, когда императрица Екатерина II для собственной коллекции выкупила более двухсот работ голландских и фламандских мастеров. Именно по этой причине вся реклама для этой выставки была направлена в сторону Зимнего дворца, а Пушкинский музей, став вторым, остался практически без нее. Но эти обстоятельства нисколько не уменьшают значимости проходящего события.

«Золотой век»

Откуда произошло такое пышное название для Голландии XVII века – «Золотой век»?

Освободившись от натиска Испании, Голландия обрела независимость. С этого момента начинается новая страница в истории страны. Голландия становится протестантской и освобождает себя от религиозных мировоззрений, что, в свою очередь, отразилось в искусстве. Свободолюбивых граждан больше не увлекают мифологические и библейские сюжеты, навязанные католическими убеждениями – их волнует реальность собственной жизни. Наперекор общепринятым европейским нормам, голландские мастера создают новые жанры в художественном искусстве, одним из которых становится групповой портрет.

Любовь к живописи была настолько велика, что каждый гражданин страны, независимо от общественного статуса, хотел иметь в своем доме хотя бы пару работ современного художника. При этом цены на них были весьма демократичные. Картинами с изображением реальных людей украшали не только жилые помещения, но и общественные здания. Популярностью пользовались сюжеты, которые, так или иначе, были связаны с повседневной жизнью. Ни в одной другой стране того времени, вы не встретили бы такого яркого проявления любви к реализму в художественном искусстве. Именно это массовое увлечение позволило дать этой эпохе в Голландии такое «богатое» название – «Золотой век».    

Групповой портрет

По всем правилам передовых стран Европы XVI-XVII веков, портрет мог быть лишь двух типов: конный (для демонстрации воинской силы и власти) и в полный рост (дабы показать статус и величие изображаемой персоны). Но Голландию сии условия не волновали. Свои портреты художники посвящали обычным людям и представителям общественного порядка, принизив тем самым парадный стиль портрета до бытового уровня. На равных условиях главными героями картин могли стать прачки, булочники,  местная администрация (бюргеры), благодетели и стражи порядка. На полотнах отображались традиции и права народа, а также обязанности жителей страны, предписанные законом. Каждый благочестивый гражданин должен помогать бедному и нуждающемуся, а бедный в свою очередь, должен с умом расходовать то, что ему дают. 

Кто, что и как изображено на выставке?

На голландских групповых портретах, экспонируемых в Пушкинском музее, изображены самые уважаемые люди Амстердама: представители стрелковых корпораций, попечители приютов, госпиталей, богаделен и работных домов.

Интересным фактом, связанным с этим жанром, стала оплата за труд мастера. Дело в том, что за работу художника каждый изображенный платил из своих денежных средств. Сумма делилась на всех поровну. Это стало известно благодаря Корнелису ван дер Ворте, который написал в одном из журналов по расходам, что за картину «Групповой портрет регентов госпиталя Святого Петра» (1617-1618г.) каждый участник должен заплатить по 50 гульденов за изображение и по 3 – за раму для него.

Все портретируемые желали быть помещены на самом видном месте картины. Но при этом, правила композиции запрещали выделять одних участников и принижать достоинства других.

Еще одна из особенностей группового портрета – костюмы. В зависимости от рода деятельности изображенных, определялся и наряд. Регенты и регентши, работа которых заключалась в содержании богаделен, домов престарелых, работных домов и других благотворительных учреждений, изображались в строгих костюмах. Чаще всего это были черные платья с кипельно-белыми воротниками и туфли на каблуке с атласными бантами. Члены других профессиональных гильдий – солдаты многочисленных стрелковых рот, так называемые мушкетеры, изображались в более свободных одеждах, в зависимости от звания и общественного статуса. Если же наряды были одинаковыми, то либо в руках у каждого должен был быть предмет, характеризующий его род деятельности, либо на это указывала какая-либо другая деталь. 

Общей особенностью голландских художников является точность в передаче изображения. Костюмы, украшения, кружева, прозрачная или узорная посуда – все прорисовано, как на фотографии. Сложно себе представить более скрупулезную передачу предмета, чем у голландцев. Даже ходят легенды о том, что по коврам и другим предметам обихода, вырисованным с филигранной точностью, искусствоведы могут определить, где и когда создана та или иная вещь. Эта способность к копированию продемонстрирована и в работах, представленных в московской экспозиции.

Фотоконкурс «Корпоративный портрет»

Пушкинский музей заразился идеей создать групповой портрет, только на этот раз в современной интерпретации. Организован конкурс на лучшую фотографию с определенными признаками голландского группового портрета. Подробности об этом интересном творческом конкурсе, о его призах и подарках можно узнать здесь: http://www.arts-museum.ru/news/archive/2013/09/konkyrs/index.php.


Материал подготовила студентка III курса ИТК Наталья Лаптева 

 
Разделы новые: