Вы здесь

Культурный год

21 ноября 2013

Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в стране Года культуры. В тексте указа говорится: «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю: провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры».

Как воспринимается культура в современном мире? На этот вопрос пробовали найти ответ на прошедшей в апреле нынешнего года Международной конференции министров культуры стран членов Совета Европы. Конференция не проводилась боле семи лет и очень важно, что после столь длительного перерыва Совет Европы решил провести ее в Москве. Не случайно местом проведения данной конференции стал Большой театр, являющийся своеобразным символом культуры России.

Заставкой к конференции послужил тезис: "Культура для всех". В том числе для людей с ограниченными способностями. Известно, что некоторые страны предоставляют инвалидам полный доступ к культуре. Музыканты, артисты театра посещают дома инвалидов, устраивают спектакли, концерты. Как заметил министр Швейцарии: " Если в культурных мероприятиях участвует 2/3 населения, то культура распространена".

Однако не стоит забывать и то, что в 21 веке, веке информационных технологий, распространение культуры происходит также и через интернет.

Онлайн экскурсии по музеям, трансляции спектаклей, представление мировых премьер в режиме реального времени – все это стало возможным. Остается единственный вопрос: как передать виртуальным путем то чувство, которое возникает после просмотра спектакля или полотна Караваджо? Ведь каждое произведение искусства имеет «душу». Оно создается живым человеком. Как известно, «живая душа» никогда не воспринимается однозначно. На наше восприятие влияет не один фактор, и, заковывая себя в цепи интернета, мы ограничиваем себя в безграничном пространстве.

Так как культура – это фундамент, который имеет под собой основу в виде философского начала, то разграничение ее по областям (живопись, музыка, театр, кино) и по национальностям – означает потерю единства и целостности. Проблема жизни многих национальностей и конфессий в одной стране остро стоит перед европейским сообществом. Как интерпретировать те или иные постулаты, провозглашаемые культурной политикой различных конфессий? Все должны иметь возможность для культурного самовыражения. Толерантность – одно из необходимых условий культурной общности.

Ныне слова «Демократия! Культура! Свобода!» – не более чем лозунг. Ведь демократия – это свобода самовыражения, а культура – воспитатель демократической Европы. Если свобода не имеет границ, то это уже хаос. Художник всегда должен иметь рамки самовыражения. Это касается любого вида искусства. Культура не всеядна, и ее необходимо отличать от мусора, который так искренне пытаются сравнить с культурой. Некоторые особо пропагандируемые или, лучше сказать, умело пропиаренные представления претендуют на премию Сахарова. (В шорт-лист данной премии попадают те или иные организации, которые внесли особый вклад в защиту прав человека и свободу мысли). Речь идет о скандальной группе Pussy R.. А теперь представьте, что особый вклад в защиту прав человека эта группа внесла, когда устраивала оргию в зоологическом музее на глазах у малых детей, а свобода мысли была ими продемонстрирована во время выступления на амвоне храма Христа Спасителя.

Уже не в первый раз отмечается, что общность культуры возможна только при наличии толерантности и уважения. В данном поступке не присутствует ни одно из вышеназванных определений: нет толерантности по отношению к верующим, нет уважения по отношению к погибшим. Храм Христа Спасителя – не только священное место, но и исторический памятник погибшим в войне 1812 года. Стоит задуматься, так ли мы выражаем свободу и таким ли мы представляем будущее нашей культуры?

Наше будущее – ­это образование сегодня. Поэтому, первое, на что требуется обратить внимание – это на качество получаемого образования. Экономия на культуре и образовании приводит к плачевному состоянию общества, т.к. это экономия на будущем. Например, во Франции целью образования является приобщение к культуре молодежи. Расписания занятий в школах, университетах приспосабливаются к расписанию театров, музеев, различных семинаров. Таким образом, происходит широчайшее внедрение культуры в образование. Без образования, без прививания культуры воспитать личность невозможно!


Материал подготовила студентка III курса ИТК Екатерина Таскаева

 

 
Разделы новые: