Вы здесь

Жизнь в искусстве

25 ноября 2013

Осень 2013 года в ГМИИ им. Пушкина богата сразу несколькими выставками из частных коллекций. В главном здании – «Художественный мир Бриттена» и «Валентин Юдашкин. Мода в пространстве искусства». Отдел личных коллекций также представил  две новые выставки: «Искусство, с которым я живу. Из собрания Михаила Барышникова» и «Ман Рэй. Портреты».  Под экзотическим именем «Ман Рэй» скрывается художник и фотограф, известный знатокам как Эммануэль Радницкий.

Михаил БарышниковКогда местом проведения выставок из частных коллекций является такой музей, как «Пушкинский», то без критических отзывов в адрес коллекции и музея не обойтись. А услышать эту критику можно даже от билетера или гардеробщицы. Купив билет и представив его контроллеру, я выслушала такую тираду: «Не советую Вам смотреть «это» (имеется в виду «Искусство, с которым я живу»), пройдите лучше на второй этаж, там коллекции работ выдающихся художников ХХ века — Родченко, Степановой и многие другие, обязательно посмотрите их. Надо же вкус воспитывать!» Стоит ли говорить, что это мнение весьма популярно. Однако надо помнить о том, что, знакомясь с произведениями искусства, которые окружали неординарную личность, мы как бы заглядываем в дневник.

Подробнее я остановлюсь на двух коллекциях. Первая из них – это «Искусство, с которым я живу. Из собрания Михаила Барышникова».

Наталья Гончалова. Без названияСоветский танцовщик-невозвращенец, о котором можно сказать словами из песни Б. Окужджавы: «Моцарт отечество не выбирает, просто играет всю жизнь напролет», имеет схожую судьбу со многими выдающимися людьми ХХ-го столетия. Оказавшись в Америке, он стал легендой классического балета. Бывший солист «Кировского театра» возглавил труппу American Ballet Theatre, основал в Нью-Йорке «Центр искусств Михаила Барышникова» и даже предстал перед зрителями в новом амплуа, сыграв в нескольких фильмах и драматических спектаклях. Александр БенуаЛеон БакстКоллекционировать искусство Барышников начал еще в 1975 году, когда не смог пройти мимо графического портрета Сергея Дягилева, написанного Жаном Кокто, и эскиза Кристиана Берара к «Моцартиане» Баланчина. Так увлечение постепенно переросло в страсть. В последующие годы Барышников собирал работы А. Бенуа, Р. Дюфи, Н. Гончаровой, М. Ларионова и других художников ХХ века. Здесь эскизы декораций и костюмов для спектаклей, портреты известных театральных деятелей. Карандашный рисунок и графика, которые так любимы Барышниковым, как бы передают легкость и точность движения, свойственные балету. Подобно разнообразному и меняющемуся репертуару мастера, его коллекция универсальна – это жизнь, где театр и танец неотделимы друг от друга.

Выставка «Искусство, с которым я живу» приурочена к юбилею артиста, которому в этом году исполнилось 65 лет. Впервые она была представлена в Нью-Йорке, а затем отправилась в Россию. Ее можно увидеть с 23 октября по 19 января 2014 года в Отделе личных коллекций.

 

 

Вторая выставка – это «Художественный мир Бриттена».

Бенджамин БриттенАнглийский композитор, пианист, дирижер Бенджамин Бриттен, автор  опер «Питер Граймс» (1945), «Смерть в Венеции» (1973) и других, которые входят в репертуар оперных театров всего мира, заложил основу новой английской оперы.

Еще с юности Россия занимала особое место  в жизни Бриттена: композитор не расставался с карманной партитурой концерта для скрипки П. Чайковского, а позднее был покорен гением Д. Шостаковича, которому посвятил свою ораторию «Блудный сын». Шостакович, в свою очередь, посвятил Бриттену 14 симфонию. Не менее теплые творческие и личные отношения связывали композитора с такими музыкантами, как Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Святослав Рихтер, которого композитор считал величайшим пианистом. А специально для М. Ростроповича Бриттен написал сонату, симфонию для виолончели и три сюиты, которые стали самыми значительными произведениями в репертуаре виолончелиста.Генри Годье-Бржеска. Портрет Горация Бродского

Большая часть жизни композитора была связана с певцом Питером Пирсом, спутником жизни композитора и верным другом. Коллекцию произведений искусства, представленных в Пушкинском музее, композитор Бенджамин Бриттен и тенор Питер Пирс собирали на протяжении всей жизни, протекавшей в эпицентре британской культуры ХХ столетия. Это рисунки, гравюры, скульптура, живопись, костюмы, эскизы декораций английских и зарубежных художников, таких как Уолтер Сикерт, Фредерик Спенсер Гор, Генри Лэмб, Макс Эрнст и Джон Пайпер (оформивший практически все оперы Бриттена). Бриттен приобретал или получал в дар произведения современных художников, в то время как Пирс был серьезным меценатом и коллекционером, которого в основном привлекала живопись Нориджской школы, особенно У. Блейк и Дж. Констебл. Как однажды выразился Пирс по поводу коллекции: «Это не история одного человека – это наша общая жизнь».

Выставка посвящена 100-летию композитора. Успейте посетить ее  до 1 декабря в главном здании музея.


Материал подготовила студентка III курса ИТК Екатерина Таскаева

 
Разделы новые: