Вы здесь

Книга художника

9 марта 2014

18 февраля в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина стартовал масштабный проект – «Сюрреализм и livre d’artiste». Выставку объединили 400 графических работ из 60 изданий, 56 лет творчества (с 1924 по 1980 год), 15 художников, одно направление – сюрреализм и один жанр – «книга художника».

История возникновения livre d’artiste

В одно время – в начале XX века, в одном месте – в Париже, сошлись дороги талантливых художников, писателей и издателей. Благодаря их тесной дружбе был заложен фундамент livre d’artiste. Создание же самого жанра приписывается одному из самых ловких менеджеров искусства того времени – Амбруазу Воллару, – торговцу картинами, который впоследствии переквалифицировался в успешного издателя. В 1900 году под его руководством в свет выходит сборник стихов «Параллельно» символиста Поля Верлена, иллюстрированный графикой известного колориста Пьера Боннара. Собственно, с этого издания принято отсчитывать историю livre d’artiste.

Безусловно, Воллар знал, что идея книги с картинками стара как мир, но его заслуга в том, что он сумел синтезировать творчество писателей и художников, убедить в пользе такого союза коллекционеров, а самое главное – запустил систему сотрудничества, которой и сегодня удачно пользуются издатели.

Одна из особенностей жанра – небольшой тираж, среднее количество которого составляло всего около 200-250 книг. Страницы, как правило, не скреплялись между собой, а вкладывались в картонную папку с завязками или иллюстрированный футляр. Такие экземпляры чаще всего были именными и предназначались для коллекционеров, политиков и людей искусства. Все коробочки подписывались авторами, а художник, вдобавок ко всему, мог оставить автограф на каждом из своих рисунков. Чем не картина в малом формате?

Кто больше преуспел в этом жанре – писатель или художник – трудно сказать. Но искусствоведы склонны считать, что иллюстраторы.

Устройство выставки и представленные мастера

Экспозиция выстроена по хронологическому принципу. Первые из экспонатов датированы 1924 годом, последние 1980. Задумка организаторов – показать эволюцию жанра livre d’artiste, где зритель передвигается во времени по ходу часовой стрелки.

Единственный подробный список участников, который пестрит интернациональными знаменитостями, представлен в самом начале выставки: Жан Арп, Энрико Бай, Ханс Беллмер, Виктор Браунер, Сальвадор Дали, Оскар Домингес, Джорджо де Кирико, Вифредо Лам, Андре Массон, Роберто С.Матта, Хоан Миро, Пабло Пикассо, Доротея Таннинг, Леонор Фини и Макс Эрнст.

Вся прелесть в том, что творчество этих именитых личностей представлено совершенно неизвестными ранее работами.

Художественные техники в жанре livre d’artiste

Книжное дело оказалось весьма плодовитым на художественные приемы.

 

Техника фроттажа

Самое простое объяснение этой техники возникает, как это ни странно, из детских опытов. Для похожей на фроттаж художественной процедуры необходимо было взять монетку, на нее положить лист бумаги и вооружиться простым карандашом. Штрихование по бумаге оставляло на ней слегка выпуклый отпечаток монеты. Так вот фроттаж – это то же самое, только вместо монетки изготавливают деревянный трафарет, на котором вырезан рисунок.

Родоначальником этой техники стал один из представленных на выставке художников – Марк Эрнст.

Техника коллажа

Пожалуй, одна из наиболее доступных для понимания техника. Вновь из детства: школьная стенгазета – самый яркий пример. На одном бумажном листе находятся элементы «не отсюда и не про то», главная задача – неожиданность. Слово коллаж имеет французские корни и переводится как «приклеивание».

Самый запоминающийся коллаж этой экспозиции принадлежит Дали. Это оригинальное изобретение было создано вместо обычного каталога работ специально для выставки в США. Не что иное как золотой женский бюст выступил главным крепежом для «гармошки» миниатюрных картин, которые впоследствии демонстрировались посетителям в обычном формате.

Техника офорта

На первый взгляд этот вид гравюры мало чем отличается от рисунка карандашом. Но все не так просто. Для того чтобы обучиться этой технике, художественных навыков недостаточно, надо быть еще отчасти Менделеевым.

История длинная, поэтому подробнее здесь: http://www.printsmuseum.ru/technics/view/5.

Литературная часть выставки

Если вы не поклонник сюрреалистической литературы и не владеете тремя языками одновременно, то разобраться в программных источниках выставки будет сложно. К тому же, внешний вид некоторых из них заставит изрядно покрутить головой. Например, текст стихотворения, написанный в виде дамы в шляпе или вообще в абстрактной форме, или от руки неразборчивым почерком, а некоторые без заглавных букв. Более крупные и, пожалуй, самые известные русской публике произведения – «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «История моей жизни» Джакомо Казановы, «Король Убю» Альфреда Жарри и антивоенная тематика разных авторов.

Главные особенности выставки

Масштабность

Средняя скорость просмотра составит около двух часов. Пролететь глазами 400 экспонатов не удастся. Даже если часть из них окажется для вас менее привлекательной, то другая половина обязательно задержит ваше внимание надолго.

Уникальность

Это основной критерий выставки. Во-первых, представлен синтез разных видов искусств. Во-вторых, эта экспозиция – дебют для большинства экспонатов. И последнее: новый взгляд на творчество известных художников в ракурсе жанра livre d’artiste.

Вход

Так как выставка проводится в Отделе личных коллекций, то цена на экспозицию весьма лояльная – для студентов 100 рублей.

Понедельник и вторник – выходные дни, в остальные – музей открыт с 11:00 часов.

Выставка продлится до 18 мая.


Материал подготовила студентка III курса ИТК Наталья Лаптева

Источник фото: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/surreal_livre_dartiste/index.php

 
Разделы новые: