Вы здесь

Русские идут

19 октября 2014
 «Вся русская история может быть описана одной фразой: "А потом стало ещё хуже..."
                                                                               В. О. Ключевский
 
Главным событием этой осени стали три кинопремьеры: Андрей Кончаловский представил свой фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», Никита Михалков, не желая отставать от брата, картину «Солнечный удар», а в качестве кандидата на премию американской киноакадемии «Оскар», был выбран фильм Андрея Звягинцева «Левиафан».
 
Несмотря на совершенно не похожие друг на друга картины, все режиссеры как один стремятся показать в них Россию, такой, какой они ее видят. Россия Михалкова — одновременно родная и чужая, знакомая и далекая. Россия Кончаловского — загадочная, неизведанная, как душа русского человека. Россия же Звягинцева отталкивающая, живущая лишь по рыночным законам, где нет морали и нет правды. Это — Россия, и для каждого она своя!
 
Фильм «Солнечный удар» — экранизация дневников Ивана Бунина «Окаянные дни», которые писатель вёл с 1918 по 1920 годы в Москве и Одессе, и рассказа «Солнечный удар», написанного уже в эмиграции.
Как режиссеру удалось соединить несоединимое: глубокую драму, переживаемую в «Окаянных днях», и мгновение короткого, но, пожалуй, самого пронзительного рассказа «Солнечный удар»? 
1907 год, здесь Россия в своем величии предстает перед нами как та прекрасная незнакомка в рассказе Бунина, которую встретил молодой поручик на пароходе. И 1920 — братоубийственный год, когда от той встречи с незнакомкой останутся лишь воспоминания. Именно эти две даты фигурируют как в рассказе, так и в картине Михалкова. Переход от счастья к неумолимому горю прослеживается во всей картине, и только лишь воспоминания поручика не позволяют целиком погрузится в серый, беспросветный мир, наполненный горем и потерями.
Режиссер явно прослеживает параллели современной России и России, стоящей на переломе эпох. «Солнечный удар» — это, несомненно, «михалковский» фильм, где присутствуют все опознавательные черты мастера: массовые сцены и одновременно необыкновенное одиночество, живописные пейзажи и щемящие сердце сплошь серые кадры предзимнего Крыма, и … музыка, еще более усиливающая зрительный эффект (композитор Эдуард Артемьев). 
Если Бунин трижды переписывал свой рассказ, меняя при этом названия: «Случайное знакомство», «Ксения», и только потом «Солнечный удар», то Михалков одиннадцать раз переписывал от руки сценарий, чтобы лучше почувствовать и  понять произведение. Как говорит режиссер: «Я убежден, что экранизировать нужно не произведение, а автора».
Удалось ли Михалкову интерпретировать автора или же произведение, узнать можно в ближайшее время в кинотеатрах страны.
 
Режиссер Андрей Кончаловский уже не в первый раз обращается к деревенской тематике. Его новый фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» стал своеобразным продолжением «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», и фильма «Курочка ряба». 
Фильм снят в постдокументальном стиле с непрофессиональными актерами, играющими самих себя. Роль Тряпицына  исполняет настоящий почтальон русской глубинки Алексей Тряпицын, о котором, в общем-то, и пойдет речь в фильме. 
Многие деревни нашей огромной страны из-за отдаленности от городов и бездорожья живут как бы вне общества, где единственным представителем государства и связи с внешним миром, становится почтальон. Он - связующее звено между жителями деревень и цивилизацией. 
Интересно то, что основным спонсором картины стала "Почта России" и, наверное, не зря. Фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Кончаловского получил "Серебряного льва" венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру, за способность режиссера показать провинциальную историю и сделать из нее общечеловеческую. Широкое признание в Венеции картина получила во многом и за потрясающее операторское искусство (оператор Александр Симонов), который показал Россию не только неизведанную и беззащитную, но спокойную и великую.
 
Посмотреть фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» можно будет 19 октября на первом канале.
 
 
Фильм «Левиафан» Звягинцева представляет нам Россию, где коррупция — главный источник власти, где водка пьется вместо воды натощак, в общем, Россию, какой ее представляют наши зарубежные гости, то есть с медведями и икрой. Поэтому и не кажется удивительным, что в качестве соискателя на премию «Оскар» был выбран именно этот фильм.
«Мы приняли решение большинством голосов, от России на «Оскар» едет «Левиафан», — так сообщил Павел Чухрай.
В "The Guardian" появилась статья британского критика Питера Бредшоу, где он пишет: ««Левиафан» это трезвая и сильная по воздействию драма о коррупции и страхе в сегодняшней России. Кажется, что картина создана под влиянием Ветхого Завета и Элиа Казана. Начинаясь как обычная история о маленьком человеке, бросившем вызов управленцам, она затем перемещается на новый масштабный уровень, где этот же человек схватывается с самой мощной и безжалостной властью».
Картина «Левиафан» была удостоенная приза 67-го Каннского кинофестиваля за лучший сценарий. Это четвертая работа режиссера Звягинцева, повествующая об отце и сыне, живущих на севере. У них есть дом в прекрасном, очень живописном месте с видом на море на Кольском полуострове. Этот дом зачем-то понадобился местному губернатору...
Название картины, как отмечал режиссер, соотносится с классической работой английского философа Томаса Гоббса,которое посвящено проблемам государства, в частности, тому, к чему приводит отказ от некоторых свобод в пользу мира и благополучия всего общества.
Не ранее чем в феврале 2015 года мы узнаем, получит ли «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» картина Звягинцева «Левиафан» или же не получит?

Материал подготовила студентка 4 курса ИТК Таскаева Екатерина

 

 
Разделы новые: