Вы здесь

Валерий Васильевич Пьянков: "Композитор должен черпать вдохновение из природы"

16 декабря 2014
 Валерий Васильевич Пьянков – известный композитор, Заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры композиции. Он уже свыше 30 лет работает в РАМ им. Гнесиных, преподает такие предметы, как специальная композиция, чтение симфонических партитур, инструментовка, инструментоведение; является автором учебных программ. За это время индивидуальное обучение у него прошли более 1000 студентов (среди них известные музыканты — В. Маторин, Т. Куинджи, Н. Симакова, А. Мозалевский, Г. Сидорова и другие).
 
Валерий Васильевич и мой педагог. Инструментовка стала одним из моих самых любимых предметов. Энергичный, остроумный, заражающий своим творческим настроем и неиссякаемым жизнелюбием, Валерий Васильевич Пьянков - Музыкант с большой буквы!
 
Моя беседа с ним поможет узнать больше об этом замечательном педагоге, композиторе и человеке с молодой, наполненной оптимизмом душой.
 
 - Валерий Васильевич, расскажите, что повлияло на Ваше желание стать музыкантом?
 
- С девяти лет я учился в музыкальной школе 10–летке имени Эмиля Дарзиня в Риге (Латвия) и выступал в качестве солиста капеллы мальчиков при Латвийской консерватории. Тогда в капелле было 4 солиста – 2 альта и 2 дисканта. Я пел дискантом. У нас был обширный репертуар, мы перепели массу песен, в том числе и латышских, много выступали, как в ансамблях, так и с хорами. Записывались на радио. В школе я занимался  игрой на фортепиано, скрипке, учился дирижировать. В 1957 году наша семья(по службе отца) переехала в Воронеж, и я продолжил обучение дирижированию  в Воронежском музыкальном училище. Тогда, в 57 году выпускники Воронежского университета организовали первую в нашей стране городскую нотную библиотеку и фонотеку, всячески расширяя Фонд современной музыки.  Моим педагогом был замечательный музыкант и композитор  Вадим Борисович Ижогин, ученик Клавдия Борисовича Птицы. Именно Ижогин подтолкнул меня к сочинению музыки. Я написал несколько хоров. Хор «Тучки небесные» на стихи  Лермонтова был исполнен хором музыкального училища. Горьковскую консерваторию я закончил в 1965 как музыковед по классу Владимира Михайловича   Цендровского, факультативно занимался композицией у Аркадия Александровича Нестерова.
 
- С чем было связано Ваше решение продолжить обучение и поступить в ГМПИ им. Гнесиных?
 
- Я  уже имел высшее образование, а на втором высшем можно было учиться только заочно. Тогда заочное отделение было только в Гнесинском институте. 
В консерватории я настолько увлекся сочинением музыки, что решил продолжить обучение по специальности «композиция». Отработав два года по распределению министерства культуры РСФСР ( диплом не давали, пока не отработаешь), я подготовил программу для поступления по композиции и за полгода до вступительных экзаменов приехал к профессору Николаю Ивановичу Пейко. Ему я показал свои сочинения: «Хоры на стихи С. Есенина»,  «Монолог «Полуправда» на прозу Ф. Кривина», пьесы для струнного квартета, фортепианные пьесы. В 1967 году меня приняли в ГМПИ им. Гнесиных сразу на второй курс.
Николай Иванович Пейко, ученик Николая Яковлевича Мясковского - замечательный музыкант и эрудит с феноменальной памятью был очень требователен как педагог, имел принципиальный характер. Какое-то время он преподавал в Московской консерватории, и его учениками были С. Губайдулина, С. Шуть, В. Суслин и многие другие. Пейко был талантливым композитором, энциклопедически образованным человеком. Одно время он читал лекции о современной музыке в научном студенческом обществе: анализировал произведения Лютославского, Пендерецкого, Мессиана, Лесюра и других.
 
- Валерий Васильевич, Вашим любимым жанром  в композиторском творчестве является хоровая музыка а`cаpеllа. Расскажите об этой сфере Вашего творчества.
 
 - Да, это действительно так. Мной написано более 120 хоров -  3 хоровых концерта:  «Картины из русской жизни» (из русского фольклора); «Печальные песни» на стихи А. Блока и «Наш дар бессмертный – речь!» на стихи русских поэтов; хоровые циклы на стихи А. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, В. Хлебникова, А. Ахматовой, А. Блока, Н. Рубцова и др. Это и «Ноктюрны», «Духовные песнопения из Обихода православной церкви»; «Сад любви» (на французском языке), «Духовные гимны Шри Чинмоя» - 26 хоров без сопровождения на бенгали, санскрите и английском языках.
Помимо хоровой музыки я являюсь автором 4 опер, кантаты «Непокоренные» на слова М. Луконина, оратории «Земля, поклонись человеку!» на слова О. Сулейманова и  многих песен. Я автор трех симфоний, инструментальных концертов, произведений камерно-инструментальной музыки.
 
 - Какие коллективы исполняют Ваши произведения? Как складывается жизнь Ваших произведений?
 
 -Сначала я много работал с детскими хоровыми студиями. Это и хоровая студия «Полет» (детище Александра Юрлова – выдающегося хорового деятеля), студия «Восход», «Пионерия», «Веснянка». Также сотрудничал с Саратовским губернским театром хоровой музыки, хором Областной филармонии. Капелла «Ярославия» (художественный руководитель  Владимир Контарев) исполняла мои хоры на стихи А. Блока на «Московской осени». Мои произведения исполнялись такими дирижерами как В. Жордания, А. Ведерников, Б. Демченко, Б. Тевлин, Вл. Соколов, Д. Онегин и др. Изданы 12 авторских сборников и несколько CD и DVD. Недавно на «Московской осени» состоялась премьера моего «Концертного вальса», посвященного памяти ветеранов ВОВ. Это ретро-вальс, который можно было бы назвать «Воспоминания о фронтовых дорогах».
 
- За что Вы цените своих коллег по Академии?
 
 - За высокий профессионализм. За доброжелательность и взаимное уважение. Вообще хочется сказать о дружественной, домашней атмосфере Гнесинского Дома. Разные кафедры находятся в  активной творческой взаимосвязи. Вокалисты и симфонический оркестр РАМ им. Гнесиных исполняют мои произведения. Это тесные контакты с вокальной, хоровой, фортепианной кафедрами, кафедрой народных инструментов и др.
 
- Валерий Васильевич, с 1983 года Вы преподаете в ГМПИ им. Гнесиных. Как сложились творческие судьбы Ваших учеников?
 
- По-разному. Мой спецкласс композиции закончили 15 человек. Многие стали известными композиторами, членами Союза композиторов. Среди них Ирина Литвиненко, которая сейчас живет и работает в Швейцарии. Также  Александр Мозалевский – талантливый композитор, лауреат многих конкурсов, сейчас он живет в Воронеже. Его дипломной работой был Реквием на стихи А. Ахматовой. Недавно окончила аспирантуру Галина Сидорова – очень талантливый композитор, лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов Москвы.
 
 - Каковы Ваши педагогические принципы? Что Вы стремитесь развивать в студентах?
 
 - Преподавание – это в первую очередь просвещение. Для меня главное воспитать студента не только как Музыканта, но и как самостоятельную личность.  Важнопривить ответственность, серьезное отношение к своему делу. К студентам-композиторам нужен индивидуальный подход. Тут важно помочь выявить себя, развить фантазию, освободить личностное начало, зажечь творческий факел, показать путь.
 
- Валерий Васильевич, последний вопрос. Есть ли у Вас источники вдохновения?
 
 - Конечно. Это семья, близкие, природа и домашний любимец – тибетский спаниель. Источник вдохновения нужно черпать в окружающей нас природе.  Вообще творчество  имеет космическую природу. Очень важно знать историю и философию. Знание истории – это ключ к пониманию происходящего сейчас.
 
- Спасибо за интересную беседу!
 

Материал подготовила студентка III курса ИТК Никитина Лора

 

 
Разделы новые: