Вы здесь

Модный приговор

19 декабря 2014
Кто сказал, что мода не есть искусство? В интервью газете «Telegraph» Карл Лагерфельд однажды заявил, что он не поддерживает музеи моды и выставки о моде. Но, что не говори, в последнее время именно мода все чаще становится темой музейных выставок, а многие художники сотрудничают с модными брендами, и граница, которая разделяет искусство и моду, принимает все более размытый вид. Как заметила президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: «Настоящая мода — не однодневка, а явление культуры, исторического момента. Как у Dior или Chanel».
 
 
Поль ИрибЛев БакстВ ХХ веке мода нашла свое отражение в искусстве благодаря иллюстратору Полю Ирибу, который первым создал каталог одежды для известного на тот момент модельера Поля Пуаре.
Постепенно искусство, а именно живопись и театр, стало вдохновением для дизайнеров начала века.
 
Особой популярностью пользовался тогда "Русский балет Дягилева", для которого необыкновенно красочные костюмы с преобладанием восточных мотивов создавал Лев Бакст. А такие постановки, как "Жар-птица" Игоря Стравинского с костюмами Бакста, заставили весь Париж приобретать экзотические комплекты одежд. Дизайнеру удалось заставить изысканных француженок выглядеть как рабыни в гареме. 
 
Лев БакстЮбер де ЖиваншиНо именно мадемуазель Шанель должно быть обязано искусство за тандем дизайнер плюс балет. Так в 1924 году по предложению Жана Кокто Шанель разработала костюмы для балета Д. Мийо "Голубой экспресс". Тогда представленные там юбки длиной чуть выше колена были признаны большой вольностью, но благодаря этому сотрудничеству мир моды плавно вошел в мир искусства. Кристиан Диор, Ив Сен Лоран, Юбер де Живанши, Миуччи Прада, Эльза Скиапарелли и многие другие модельеры не смогли пройти мимо театра.
 
Вивьен ВествудСегодня дизайнерские костюмы чаще всего примеряют танцовщики New York City Ballet. Труппа, основанная Дж. Баланчиным, известна во всем мире своими экспериментами в области современного танца. И как дань великому хореографу в 2012 году Валентино создал костюмы для трех небольших балетов в хореографии Баланчина: "Изумруды" на музыку Г. Форе, "Рубины" - И. Стравинского и "Бриллианты" - П. Чайковского. Как говорит модельер: «Я был настолько вдохновлен музыкой Стравинского, что главным цветом всех трех балетов сделал красный!» После этой работы дизайнер обмолвился, что теперь он мечтает поработать с Большим театром.
Вивьен Вествуд
 
Также отличился и креативный директор Givenchy Рикардо Тиши, который в 2013 году связал себя узами брака с Парижской национальной оперой. Он представил свое видение балета М. Равеля "Болеро", который композитор посвятил великой Марлен Дитрих. В задумке дизайнера костюмы предстают перед зрителем, как прозрачные платья расшитые кружевной аппликацией, отчетливо напоминающей человеческий скелет, что нисколько не шокировало публику, привыкшую и не к таким новаторским веяньям.
 
Вивьен Вествуд
Менее радикальное представление классического балета оказалось у Вивьен Вествуд, которая считается родоначальницей стиля панк и всегда называет себя "олицетворением уличной культуры". Поработав с "Английским балетом", славившимся своей любовью к классике и нелюбовью к переменам, модельер решила представить публике не только новую рекламную компанию, но и новый взгляд на английский балет.
Рикардо ТишиВслед за англичанами, Венский театр оперы и балета предложил Вествуд выступить в качестве художника по костюмам для своего самого значимого и знаменитого Новогоднего концерта в Золотом зале "Musikverein". Судя по комментариям, Вествуд была признана одним из лучших дизайнеров, когда-либо работавших для Новогоднего концерта.
 
ВалентиноЧто касается российских театров, то и они стараются не отставать от зарубежных по количеству так называемых "кутюрных" постановок. Все началось с дебюта Живанши в качестве художника по костюмам для балета "Жизель" в постановке Владимира Васильева. Этой работой Живанши продолжил семейную династию театральных художников. Когда-то его дед работал в Гранд-опера. Как говорил дизайнер: "Я с удовольствием согласился на постановку и работаю безвозмездно — из дружбы к Владимиру Васильеву, из любви к Большому театру и из страсти к эксперименту". После премьеры эскизы для московского спектакля дизайнер подарил театру, так что дирекции можно больше не тратится на приглашение именитых кутюрье, правда только для данного балета.
 
Игорь ЧапуринИной путь к сердцу российского театра выбрал модельер Игорь Чапурин. Свои первые шаги как художник по костюмам он делал в Лондоне. В 2003 году дизайнер представил декорации и костюмы к балету «Мадам Лионели», премьера которого состоялась в лондонском Альберт-Холле. 
 
Игорь ЧапуринВ Большом театре Игорь Чапурин дебютировал чуть позднее — в 2005 г., когда им были созданы костюмы к балету Леонида Мясина «Предзнаменования» на музыку П. И. Чайковского. В том же году выступил в качестве художника-постановщика балета «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (постановка Алексея Ратманского), а в 2007 г. в качестве художника-постановщика для балета «Класс-концерт».
Для международного проекта "Отражения", который представили звезды современного балета Начо Дуато, Уэйн Макгрегор и Марио Бигонцетти, дизайнер "одел" балерин в пачки из тончайшей кожи, напоминающие форму римских центурионов, в которую танцовщицы переодевались прямо на сцене.
 
 
После столь длинного перечисления «кутюрных» постановок не остается сомнения, что мода прекрасно вписалась в музыкальный театр, но остается лишь один вопрос: является ли она искусством? Ответ на данный вопрос неплохо сформулировал мистер Лагерфельд, сказав: «Искусство — это искусство. Мода — это мода. Но Энди Уорхол доказал то, что они могут сосуществовать».

Материал подготовила студентка IV курса ИТК Екатерина Таскаева

 

 

 
Разделы новые: