Вы здесь

«Лиса-плутовка» /сказка для взрослых/

27 октября 2015

Одно из главных событий 44-го сезона камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского – премьера оперы Леоша Яначека «Лиса-плутовка» /сказка для взрослых/. Дирижёр — музыкальный руководитель театра Геннадий Рождественский,  режиссёр-постановщик Михаил Кисляров. Над спектаклем также работают дирижер Айрат Кашаев, хормейстер Алексей Верещагин, молодые художники Ася Мухина и Ваня Боуден. Публике представят камерную редакцию оперы, сделанную английским композитором Джонатаном Доувом. Верный своим принципам, театр Покровского ставит оперу на русском языке в переводе Софьи Аверченковой.

         Имя Леоша Яначека на Западе широко известно, а его сочинения - неотъемлемая часть концертного и оперного репертуара. Но, по иронии судьбы, музыка композитора – поклонника русской культуры и популяризатора русского языка, автора опусов по произведениям Гоголя, Толстого, Островского, Достоевского – очень редко звучит в России. «Приключения лисички-плутовки», одна из самых красивых и популярных опер ХХ века, на отечественной сцене ставилась лишь дважды: в Челябинском театре «Скарабей» в прошлом году и буквально месяц назад в детском музыкальном театре им. Н.Сац .

В каком-то смысле "Лисичка" может восприниматься как феномен позднего творчества, как итоговое сочинение Яначека в оперном жанре. При этом в истории создания этой "сказки для взрослых" слишком много случайностей. Если бы не настойчивость главного редактора газеты «Лидове новины», вряд ли Рудольф Тесноглидек, автор рубрики судебной хроники, когда-нибудь написал рассказ к иллюстрациям Станислава Лолека о Лисичке-плутовке. И если бы горничная Яначека Мари Стечкалова не показала композитору этот комикс, вряд ли опера вообще была бы написана.

Интересно, что во время работы Яначек изучал жизнь диких животных, найдя немало параллелей между ними и людьми. Поэтому в его опере у комических персонажей человеческого мира есть alter ego в мире лесном: пастор — он же барсук, учитель — он же комар, лесничиха — сова. По замыслу автора, партии  двойников должен исполнять один и тот же актер. Некоторые новые идеи Яначека скептически воспринимались его знакомыми и критиками. Вопросы вызывало участие в спектакле детей, танцевальные номера и особенно использование комикса как основы для оперы.

Тесноглидек говорил,  что его истории про лисичку Остроушку нравятся людям своей приземлённостью и непритязательностью. Однако Яначек создал произведение возвышенное и поэтическое, подлинный гимн природе. Несмотря на гибель главной героини, опера полна оптимизма. Сохранив в своем либретто вечную идею о взаимосвязи всего живого в природе, Яначек существенно переставил акценты, и на пороге своего 70-летия сочинил удивительную по красоте и свежести музыку, превратив забавную историю в мудрый и необыкновенно трогательный рассказ о жизни, любви, мечтах и несбывшихся надеждах.


Материал подготовила студентка IV курса ИТК Ярославна Мясина

 
Разделы новые: