Вы здесь

«Дон Жуан» глазами дирижера

10 июня 2014

Остается четыре года до столетнего юбилея музыкального театра К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и его руководители обещают, что предпраздничный период будет поистине запоминающимся. Впереди много сюрпризов: премьеры опер и балетов, творческие встречи с музыкантами мирового уровня. Уже сейчас театр представляет новый проект под названием «Большая Дмитровка, 17. История в лицах» - музыкальная гостиная с Вадимом Верником. 

Поводом послужила запланированная на 10 июня премьера оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Дирижер-постановщик спектакля – приглашенный английский маэстро Уильям Лейси. Он и стал собеседником Вадима Верника.

Открылась встреча удивительной репетицией солистов и оркестра. Подсмотреть до премьеры работу режиссера Александра Тителя, костюмы Марии Даниловой и декорации Адомаса Яцовскиса не удалось  - звучала лишь великолепная музыка Моцарта. "Сегодня мы проведем последнюю sitzprobe (сидячая репетиция)", - объявил Уильям Лейси, - "Певцы исполняют партии сидя, но иногда, когда они начинают особенно волноваться, они вскакивают со своих мест."

Рабочее настроение задала увертюра, сонатное allegro которой былоисполнено в бодром, энергичном темпе, но безо всякого намека на суетливость. Слушатели моментально подсобрались и следующему номеру - скорбной арии донны Анны - вняли с большим сочувствием. Тем более, что её исполняла Хибла Герзмава - певица, голосу и эмоциям которой невозможно не верить. Она - безусловное украшение этой постановки, музыкант, для которого не существует технических или артистических преград в партии донны Анны.

Интересно, что во время исполнения арии остальные певцы,  а именно: Дмитрий Зуев (Дон Жуан), Денис Макаров (Лепорелло), Сергей Балашов (Дон Оттавио), Максим Осокин (Мазетто), Наталья Петрожицкая (Донна Эльвира) и Дарья Терехова (Церлина) выглядели отнюдь не безучастными к музыкальному таинству. Поэтому зрители увидели и Дона Жуана, виновато склонившего голову в ответ на гневные возгласы Анны, и сочувствие на лице донны Эльвиры. Позднее это отметил и Лейси, говоря, что далеко не все музыканты, с которыми ему приходилось работать, обладают таким умением погружаться в музыку.

Львиную долю сидячей репетиции заняла работа над финалами первого и второго действия. Здесь артисты продемонстрировали отличное ансамблевое пение и актерское мастерство. При исполнении второго финала в роли Дон Жуана Дмитрия Зуева сменил Дмитрий Ульянов. И хоть сравнения двух артистов в этом случае нельзя было избежать, но определить, кто лучше - мне не представлялось возможным.

Репетиция сопровождалась точными и корректными замечаниями Уильяма Лейси. Несмотря на то, что рядом находился переводчик, маэстро решил выучить несколько русских слов. Получалось примерно "Guys, you need to play it more точно"или "раз-два-три-четыре"с сильным британским акцентом. Позже Лейси отметил: "В Великобритании оркестранты играют очень точно и качественно, но у них недостаетсочного красивого звука. В Германии оркестры звучат изумительно, но их репертуар в основном ограничивается немецкой музыкой. Русские же музыканты прекрасно владеют звуком, легато. Но область, в которой стоило бы вырасти  - точность ритма. Это особенность музыкальной культуры России, расцвет которой пришелся на эпоху романтизма - где уже не так важна была точность исполнения."Когда маэстро спросили, как же нужно работать над качеством ритма, он ответил: "Британские оркестры очень часто исполняют музыку Гайдна. Если все время играть классическую музыку, постепенно научишься точности ритма. Но неизбежно потеряешь в качестве звука. "

Какая репетиция не обходится без досадных огрехов? Здесь такой случился почти в самом конце. Командор (Феликс Кудрявцев), своим появлением до смерти напугавший Эльвиру, неожиданно схватив её за руку, направляется к Дон Жуану вершить правосудие и... забывает текст. Педантичный, как все англичане, Лейси велел сцену повторить.

По окончании репетиции состоялась интерактивная беседа с Уильямом Лейси. На мой взгляд, ведущий Вадим Верник, все время уводил разговор подальше от музыки "Дон Жуана", затрагивал тему личной жизни дирижера или вспоминал якобы скандалы, связанные с первым приездом Лейси в Россию и постановкой оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь". Однако, к большому удовольствию сидевших в зале музыкантов, некоторые сугубо профессиональные аспекты все же удалось обсудить. Уильям Лейси признался, что очень доволен российскими певцами. "Я принимал участие в кастинге для "Дон Жуана"и скоро займусь тем же для "Свадьбы Фигаро"в Большом театре. Жаль, что Моцарт исполняется в России не так часто, как хотелось бы. Могу сказать, что на двоих у Большого театра и театра им. Станиславского точно наберется нужное количество хороших певцов на два состава для исполнения всех опер Моцарта. Им точно не потребуется приглашать зарубежных исполнителей."

Беседуя о музыке, маэстро проявлял неподдельный энтузиазм, подробно отвечая на вопросы студентов консерватории и Гнесинки. Вкакой-то момент он даже сорвался с места к фортепиано, чтобы наиграть первые такты увертюры.

В проекте каждый месяц планируются встречи на Малой сцене театра с теми артистами, кто кровно связан с театром имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.  В ближайшей перспективе беседы с Хиблой Герзмавой (июль), Сергеем Полуниным (июнь). 


Материал подготовила студентка II курса ИТК Егорова Дарья

 
Разделы новые: