Вы здесь

"Низкие" о "высоком"

5 ноября 2016

Образцом нетривиального концерта академической музыки можно считать выступление «Низких струнных»: альтиста Сергея Полтавского, виолончелиста Евгения Румянцева и контрабасиста Григория Кротенко 29 сентября в Малом зале консерватории. Подобные трио (без скрипки) встречаются крайне редко, да и сочинения для них найти не просто. Но наши герои подошли к этой проблеме основательно, как настоящие исследователи-энтузиасты, поэтому программа получилась весьма оригинальной: с временными рамками от барокко до наших дней и игрой,помимо «стандартных» струнных, на стариннойвиоле да гамба и современной электронике.

На выступлениях столь экстравагантныхмузыкантов в Европе яблоку негде было бы упасть, но Малый зал в этот вечер остался полупустым. К счастью, трио записывала фирма «Мелодия».

Итак, они звались «Низкие струнные» - инструменты, которым в обычном ансамблеуготована роль сопровождающих. Но это в обычном ансамбле, где служат не искусству, а несут тяжкую службу с футляром и во фраке, честно высиживают репетиции и играют, как положено, не выделяясь. Позиция «музыкальных клерков» нашему трио чужда:  ни постояннойработы в госоркестрах, ни частых выступлений с «джентельменским» набором произведений у них нет. Зато есть творческая свобода, и никаких границ в выборе репертуара, поэтому каждый слушатель этого концерта мог найти сочинение по душе. Для ценителей стройной и гармоничной музыки классицизма – дуэт Бетховена для альта,виолончели и двух облигатных пар очков (которых, кстати, не было, это такой композиторский юмор) или чудеснейшее концертино e -moll Ромберга. Если же вам близка английская музыка XVII векапослушайте «Фантазию» in c moll В. Локка. Полтавский и Румянцев инструментов не меняли, а вот Кротенко сыграл ее на виоле да гамба по всем канонам барочного искусства.

Разумеется, в концерте были сочинения, в которых эстетическая составляющая – неповторимаякрасота каждого тембра – становилась доминирующей. Например, в «Hymn Nr. 2» Шниткезавораживали удивительные сочетаниямелодических линий в очень низком диапазоне и звуков высоких, сыгранных так тихо, что отчетливо прослушивался свистящий шелест смычков. А в «пряной» пьесе «Escenas del Sur» Ошера иэкспрессивном «Lasterhaftes Trio» Везенауэрасложные ритмические структуры и разнообразныештрихи музыканты исполнили «смачно» и колоритно.

Самыми же запоминающимися номерами концерта стали современные сочинения с использованием электроники. В «Palabras» Бергнера Сергей Полтавский не только играл на альте, но ещё управлял компьютерной программой, которая до неузнаваемости  трансформировала звуки инструмента. Пьеса Шеннона «Tableau  allaBachiana» в исполнении Евгения Румянцева оказалась наиболее классической по языку, так как виолончельная партия с ясной мелодией в нейлишь дополнялась шумами. Кульминацией вечера стала композиция Филоненко «Jackson (G)», написанная для чтеца, контрабаса и электроники. За пультом «адской машины» сидел Полтавский, а две оставшиеся роли взял на себя ГригорийКротенко. Публика в консерватории подготовленная, поэтому особого удивления от того, что музыкант не сразу сел за инструмент, а вышел на сцену декламируя стихи на немецком, в зале не было. Пожалуй, самым неожиданным элементом этого «перфоманса» стали дополняющие текст нечленораздельные звуки(вздохи, крики, скрежетания…), издававшиесяКротенко с потрясающим артистизмом иестественностью. Параллельно он еще успевал играть на контрабасе. Музыкант не упустил возможности продемонстрировать и отличноечувство юмора: когда градус абсурдностипроисходящего стал зашкаливать, после очередной немецкоязычной реплики он произнёс: «Серёга, лови». В зале раздался дружный смех, а от авангардистского пафоса сочинения не осталось и следа. 

Не знаю, останется ли эта сакраментальная фраза на диске или звукорежиссеры её вырежут, но успеху этой пьесы она явно способствовала.

Трио «Низких струнных» открывало консерваторский абонемент «Мелодия Априори», концерты которого будут проходить 29 числа каждого месяца вплоть до нового года.


Материал подготовила студентка III курса ИТК Севастьянова Ирина 

 
Ирина Севастьянова
Разделы новые: