Вы здесь

Die Gnessinflöte

19 ноября 2016

Обычно попасть на спектакль оперной студии может любой желающий, но 14 ноября 2016 года зал был переполнен, и о своем месте каждый слушатель должен был позаботиться заблаговременно. Причина такого ажиотажа абсолютно ясна: опера-зингшпиль Моцарта, написанная 1791 г., вот уже 225 лет завоевывает все новых поклонников.
Моцарт написал "Die Zauberflöte" на либретто своего старого знакомого, певца, драматурга и импресарио Эммануэля Шиканедера, который исполнил партию Папагено в премьерной постановке в театре "Freihaus auf der Wieden".
Напомню, зингшпиль — музыкально-драматический жанр, распространившийся на территории Австрии и Германии в 2-й половине XVIII века. Это национальный вариант комической оперы с разговорными диалогами вместо речитативов, тесно связан с народной культурой и рассчитан на широкую аудиторию.
В постановке оперной студии зингшпиль исполнялся на языке оригинала, однако разговорные диалоги звучали по-русски. Для работы над немецким произношением был приглашен вокальный коуч, австриец Манфред Шибель, который на протяжении трех дней работал с певцами.
В оперу, написанную на сказочный и довольно наивный  на первый взгляд сюжет, Моцарт и Шиканедер вкладывают множество идей и смыслов. Известно, что в "Волшебной флейте" присутствует символика, связанная с ритуалами тайного общества масонов, в котором состояли композитор и либреттист.  Мимо этого обстоятельства не прошли и постановщики спектакля в театре-студии РАМ (режиссер — заслуженный деятель культуры РФ Ольга Иванова). Например, хор был расположен в тени, на балконе концертного зала,  и почти каждое его вступление производило на зрителей мистическое впечатление.
В поздних моцартовских операх огромную роль играет оркестр. Он не только поддерживает певцов, но, подобно актерам, ведет свою драматургическую линию, создает смысловой подтекст и играет разнообразными инструментальными красками. Оркестр оперной студии под управлением дирижера-постановщика, профессора Владимира Феллера звучал на достойном уровне и справился почти со всеми «сверхзадачами».
А смотрелся спектакль на одном дыхании — во многом благодаря яркой хореографии и работе миманса, продуманной со вкусом и юмором (хореограф-постановщик — Алексей Ищук). Сценография студентки РАТИ Ирины Дерябиной была нарочито простой: минимум декораций, костюмы "вне географии и эпохи". Подобное решение удачно подчеркивало формат студенческого спектакля.
Судя по тому, что публики к концу представления не стало меньше — даже напротив, зрительный зал только наполнялся новыми заинтересованными слушателями, можно считать премьеру успешной!


Материал подготовила студентка 4 курса ИТК Климова Елизавета

 
Елизавета Климова
Разделы новые: