Вы здесь

"Тьма видит свет и страдает"

6 декабря 2016

В Большом театре закончился первый блок показов оперы Б.Бриттена "Билли Бадд" в совместной постановке с Английской национальной оперой и Немецкой оперой Берлина. В следующий раз оперу можно будет увидеть в феврале и марте, и на неё стоит сходить.

В последнее время наблюдается нехватка качественных постановок, особенно с точки зрения режиссёрского мастерства – действия плохо согласуются с либретто, сценография не соответствует сюжету, ключевые эпизоды партитуры не получают должного выражения, одним словом, явственно прослеживается неосведомлённость режиссёров в музыкальном материале. Однако в этот раз в репертуаре Большого появилась настоящая жемчужина, то, ради чего вообще стоит ходить в театр, не ограничивая себя прослушиванием и просмотром записей.


Опера Бриттена "Билли Бадд" уникальна: в ней нет женских персонажей. Действие происходит на линейном корабле "Несокрушимый" во время Англо-французской войны 1793-1802 гг. Главный конфликт строится на противостоянии, как ни банально, сил зла и добра, справедливости и служебного долга, наивности и коварства. Музыка прекрасно передаёт морские пейзажи, они становятся как бы константной частью мизансцен: волны шумят даже когда на сцене никого нет, заполняют привычную паузу при смене декораций, создавая при этом образ бескрайней морской пустыни. Это погружает слушателя в действие, он словно сам находится на корабле, где жёсткая дисциплина, суровые условия и однообразно текущие дни создают ощущение безысходности и тоски. «Несокрушимый» в этой опере – единый сумеречный жестокий мир, и все матросы и офицеры –  его часть. Их партии вплетаются в мелодическую канву оркестра, иногда сливаясь с ним в унисон, так что слушатель не всегда может выявить индивидуальные черты персонажей. Мелодии арий, в свою очередь, более контрастны, ярко прорисовывают каждый отдельный образ, выражают личные переживания героя.

В постановке задействован сильный состав певцов, большая часть которого иностранцы. Многие помнят Джона Дашака по премьере «Катерины Измайловой» в феврале, в этот раз он выступил в роли капитана «Неустрашимого» – Эдварда Вира, или «Звёздного Вира», как его величают матросы. Воистину «звездный» – статный, харизматичный, его актёрская игра заставляет сопереживать. Юрий Самойлов (Билли Бадд) – европейский певец с приятным тембром, столь же убедительный в своей роли, как и Дашак, раскрыл образ наивного, доброго и смелого персонажа, погибшего из-за своей вспыльчивости. Он - свет, проникший в мир «Несокрушимого». Но больше всего хочется уделить внимание третьему главному персонажу – Джону Клэггарту в исполнении блистательного Гидона Сакса. Широта диапазона, сильный голос, пронзительный тембр действительно заставляют мурашки бегать по коже. У Сакса получилось сделать персонажа живым настолько же, насколько нереальным – олицетворением ада, в котором могильный холод сочетается с жаром пламени, внушающим неподдельное чувство ужаса и страха. Мимика и жесты певца завораживали. Пожалуй, это одно из лучших воплощений злодея в опере. Не менее прекрасными были актёры, исполнявшие роли второстепенных персонажей, но самым ярким был Роберт Ллойд в роли Датчанина – такой большой голос действительно редкость; мягкий тембр, приятное вибрато удивляют и восхищают одновременно. Мастеру уже 76 лет, но он полон сил и обаяния. Так же совершенно поражает хор Большого театра (главный хормейстер Валерий Борисов): сцена сражения получилась масштабной и, при этом несколько наивной - так искренне звучала радость от предвкушения боя. Проникновенными получились и матросские песни-шанти.

Большую работу проделала команда постановщиков: дирижёр Уильям Лейси, сценограф Пол Стейнберг, художник по костюмам Констанс Хоффман, художник по свету Адам Силвермен и хореограф Максин Брэм. Особого внимания заслуживает режиссура Дэвида Олдена - редкий случай режиссёра, чуткого к музыке. Удивительная четкость и графичность: в декорациях, в костюмах, созданных специально для российской премьеры под впечатлением от фильма «Броненосец Потёмкин», в движениях всех солистов и огромного хора. Потрясающе выстроены массовые сцены, особенно, где линии исполнителей переплетались друг с другом, словно морские волны. Очень удачно выполнена работа со светом, ставшим лейтмотивом всей постановки. Так, любопытно передан сумрачный мир Джона Клэггарта - мрачная, почти осязаемая тьма каптенармуса – на самом деле главенствующего на корабле. И это удивительный момент: Эдвард Вир словно не является капитаном. Он – рассказчик, пришелец на этом корабле, "звёздный" символ чего-то недостижимого и прекрасного, он даже одет, словно франт (или русский белый офицер), в ослепительно белый костюм. Визуально Вир противопоставлен всему остальному экипажу, он абсолютно далёк от мира своих матросов, он ничего не знает о них, он – мечтатель, которому погружаться в сражения античных времен намного интереснее, чем участвовать в реальной жизни «Неустрашимого». Даже в сцене суда над Билли, где Вир должен принять решение – вынести смертный приговор или оправдать форс-марсового, капитан словно сливается со стенами, будто его и нет, и это так выигрышно подчеркивает слова: "Нет, не просите. Не могу!". Потрясающе обыграна ария Клэггарта «Прекрасное, совершенное, доброе» – лампочки, появившиеся в сумраке кубрика, оттеняют фразу: «свет сияет во тьме, тьма видит его и страдает», и в этот момент каптенармус завязывает себе глаза. Билли Бадд – олицетворение света, проникшего во мрак «Несокрушимого». Он ослепляет тьму, из-за чего меркнет разум, пробуждая затаённые чувства. В Клэггарте просыпается ненависть и желание уничтожить Бадда, разрушающего своим добродушием его мир. Билли из-за своей чистоты и наивности не может увидеть реальную опасность, его окружающую, предостережений Датчанина, разумных путей противостояния Клэггарту. Капитана начинает "поедать" страх. Недаром после решения о казни Вир появляется в серой шинели, как в прологе, погружённый во тьму, только не чёрную и мрачную, а серую и беспросветную. Он и сам теперь часть «Неустрашимого», не личность, но растворившийся в корабле человек. 


Материал выполнила студентка  II курса ИТК Наталья Вересковская

 
Разделы новые: