Вы здесь

Да будет Бах

16 декабря 2016

Пока в Москве только начинают украшать улицы, открывать елочные базары и готовиться к балетному шествию Щелкунчиков, из Германии уже прибыл подарок к грядущим праздникам: в Концертном зале им. Чайковского Гельмут Риллинг и его «Bach Ensemble» представили «Рождественскую ораторию» И.-С. Баха.

Риллинг – представитель старшего поколения дирижеров и один из пионеров исполнения музыки Баха в Европе. Маэстро был инициатором записи полного собрания сочинений композитора, а буквально три года назад организовал оркестр, специализирующийся только на его творчестве. В нашей столице Риллинг не впервые и, надо сказать, каждый его приезд – событие в концертной жизни Москвы. Под его управлением на сцене зала Чайковского уже прозвучали знаковые сочинения Баха – драматичные «Страсти по Матфею» и Мессу си минор, на сей раз маэстро выбрал светлую «Рождественскую ораторию».
Зимние праздники во многих европейских странах традиционно сопровождаются исполнением духовных произведений: торжественных месс, кантат и разного рода песнопения. Оратория Баха для солистов, хора и оркестра – одно из самых известных произведений подобного рода. Композитор написал его в очень короткие сроки, потому что некоторые номера заимствовал из своих предыдущих сочинений. Можно сказать, что автоцитаты значительно обогатили музыкальный материал произведения. 

«Рождественскую ораторию» Риллинг знает, если не досконально, то уж точно больше, чем «наизусть». Об этом говорит не столько то, что маэстро выходит на сцену без партитуры, сколько редкое понимание и погружение в музыку Баха. К тому же, дирижёр дважды осуществил студийную запись оратории с разными составами музыкантов. Столичной публике, да и не только столичной (трансляции из зала Чайковского ведутся на всю страну), удалось услышать третью, русско-немецкую, версию исполнителей. «Бах-ансамбль» и «Мастера хорового пения» (художественный руководитель - Л. Конторович) выступали в таком тандеме и в предыдущих концертах Риллинга в Москве. Их совместную работу можно считать определенно удачной, потому что музыканты не только профессиональны, но и гармонично дополняют друг друга. Легкость и естественность в игре оркестра сочеталась со слитным и рельефным хоровым «потоком». 

Стоит заметить, и специфическая акустика зала в этот вечер не испортила впечатления. Звукорежиссерам удалось достичь хорошего баланса между инструментами и голосами певцов.
Сложные вокальные партии солисты исполнили очень достойно. Юлии Софии Вагнер – сопрано с мягким и полетным тембром, не удалось до конца заполнить зал: ее голос слишком хрупок для этого пространства, однако в общее музыкальное полотно она добавляла хрустальную чистоту и прозрачность. Неоднозначные ощущения вызвал тенор Матиас Латтке. Его речитативы не всегда были безупречны интонационно, зато со всеми «крутыми поворотами» арий он справился как первоклассный гонщик «Формулы-1». Лидия Виньес Кертис во все номера вносила светлые и тёплые оттенки. Ее тембр обладает необычной красотой: без лишней плотности или тёмной густоты, он свеж и ясен, как у мальчиков - альтов в хоре. Бас-баритон Тобиас Брандт, пожалуй, единственный из четверки, пел полнозвучно и обволакивал зал своим богатым и бархатистым тембром.
В дирижёрском стиле Риллинга много немецкой педантичности – его жесты минимальны и строги. Однако он мало похож на сурового диктатора. Даже со стороны видно, что он дышит и проживает каждое мгновение музыкального времени вместе со всеми исполнителями. Конечно, в интерпретациях Риллинга не встретишь яркой темпераментности, как у многих молодых дирижеров, или вольности и подвижности, как у Арноркура, но зато нет у него и напускного, надуманного. «Рождественская оратория» звучала в этом исполнении, как старинные напольные часы – с мерным и успокаивающим тиканьем и благородным боем, по-философски глубоко, возвышенно и с неземным свечением.


Материал подготовила студентка 3 курса ИТК Ирина Севастьянова

 
Разделы новые: