Вы здесь

Боже, храни Демидову

20 декабря 2016

Проект «Звезда» в «Гоголь-центре» посвящён пяти великим поэтам XX века. Открылся он в прошлом сезоне спектаклем Максима Диденко о Пастернаке, этой осенью показали постановку Антона Адасинского, посвященную Мандельштаму. И 3 декабря представили свою совместную работу «Ахматова. Поэма без героя» Алла Демидова и Кирилл Серебренников. 

На разных театральных площадках Москвы поэтические вечера проводятся часто, и, надо сказать, идут они с большим успехом. Но спецпроект «Звезда» ¬–  не просто художественное чтение стихов. Вместе с тем, это и не дань моде на биографические истории, в которых главным является внешнее сходство актера с героем (а в некоторых случаях и вовсе мастерство гримера). То, что показывают в «Гоголь-Центре» можно назвать сложными сценическими действами, специфику которых точнее всего сформулировал актер Вениамин Смехов: «это интеллектуальный цирк». Парадоксальное, на первый взгляд, словосочетание становится абсолютно очевидным, когда увидишь хотя бы один спектакль цикла. 
Все постановки совсем не велики по продолжительности (чуть более часа), но очень концентрированы по содержанию. Текстов в них немного, зачастую только стихотворения, зато остальные театральные элементы – драматургия, хореография, музыкальное и визуальное оформление – «работают» активно и подчас вызывают неожиданные ассоциации или по-иному раскрывают смысл известных произведений.  

В большой степени спектакли рассчитаны на подготовленного зрителя. Впрочем, это вовсе не означает, что перед походом в театр нужно обязательно прочесть несколько монографий о поэте или выучить дюжину его стихов. Однако если вы «в материале», то от просмотра получите совершенно иные впечатления. В Гоголь-центре, правда, активно практикуются лекции перед началом спектакля, так что хотя бы минимальное представление о герое, творчестве и эпохе сложится обязательно. 
 «Ахматову» тоже предварили небольшим рассказом. Набросав краткий биографический портрет поэтессы, лектор Евгений Казачков заметил также, что в спектакле важную роль играет тишина. Без сомнения, любой посторонний звук или шуршания в зале могли бы нарушить целостность тонко сплетенного действия. К счастью, этого не случилось. В публике ощущалось необычайное единение и сосредоточенность, да и могло ли быть иначе, если на сцене такой Мастер, как Алла Сергеевна Демидова. 

Она появилась в зале неожиданно и стремительно. В предисловии к спектаклю актриса выступила от своего лица, в роли рассказчика. Она поведала печальную и по-русски некрасивую историю смерти поэтессы. Анны Андреевны не стало в канун 8 марта, а по праздникам в нашей стране, как известно, никто не работает, поэтому похороны пришлось отсрочить на несколько дней. Когда гроб все-таки удалось довезти до кладбища, оказалось, что яма для него слишком мала. Эта странная история, на первый взгляд, может показаться мифом или байкой, если бы не документальное подтверждение – видеозапись. Среди тех, кто пришёл прощаться с Ахматовой, нашёлся человек с камерой, не прекращавший снимать, несмотря на многочисленные ненормативные восклицания Льва Гумилева.
 
После неприятной, но важной «прозы жизни» началась основная часть спектакля ¬–  поэзия. Зрители попали, как будто внутрь глобальной книги Анны Ахматовой. Все последующее действо носило мистический характер: господство черного цвета, свечи, зеркала… Не покидало ощущение, что находишься вовсе не в театре, а на спиритическом сеансе. И Алла Демидова выступила здесь как ментор: через неё зрители могли увидеть настоящую Ахматову –  не копию и не подражание, а человека трагической судьбы. 

В этой роли наглядно проявился актёрский принцип Демидовой: не играть себя «в предлагаемых обстоятельствах», а быть разной. Наверное, поэтому она всегда работала с великими режиссерами: Любимовым, Тарковским, Муратовой, Терзопулосом… В последние годы Алла Сергеевна не играет в театре и кино, а только выступает с концертными программами, в которых прекрасно читает стихи с комментариями об авторах и их творчестве. Актриса даже написала замечательную литературоведческую книгу «Ахматовские зеркала». Таких интеллектуальных, утонченных и открытых ко всему новому людей очень не хватает в современном российском театре. Однако есть и другой аспект: лишь немногие режиссеры могут соответствовать высокому профессиональному уровню Демидовой. Как заметили критики после фильма «Смерть Таирова» с участием актрисы: «этой Коонен нужен свой Таиров». 

И такой режиссер нашелся. Хотя в постановке об Ахматовой Кирилл Серебренников вовсе не стал тянуть одеяло на себя, скорее, наоборот, он сумел изготовить стоящую «оправу». Спектакль получился стильным и современным: с коллажным видеорядом Александра Житомирского и оригинальной музыкой арфиста Александра Болдачева. 
Стихотворения из разных циклов образовали стройную трехчастную форму. Очень известные произведения вдруг заиграли другими красками – получился поэтический монолог о жизни, смерти, с размышлениями о стране, эпохе и времени. Невольно вспоминаются оценки творчества Ахматовой в советское время: упадничество, безыдейность, пессимизм, эстетство…  Эти ужасные формулировки появлялись только потому, что в её стихах ничего не сказано впрямую, все зашифровано, спрятано от посторонних глаз. 

Поэзия в спектакле не абстрактна: через слова и интонации Демидова раскрыла неизвестную Ахматову – женщину острого ума, ироничную и мудрую, раскаивающуюся и страдающую. Сквозь стеклянный шар она смотрела в свое прошлое и вела диалог с теми, кого уже давно нет: Гумилевым, Мандельштамом, Маяковским, Мейерхольдом… Она говорила и с самой смертью – без страха и даже с некоторым упреком.

Девиз графов Шереметевых «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет всё») сопровождал Ахматову всю жизнь. Надпись красовалась на одной из стен Фонтанного дома, где поэтесса прожила несколько десятков лет, и начертана на институте Склифосовского, куда бездыханную Ахматову привезли непраздничным мартовским днем. Фраза стала и эпиграфом ко всему спектаклю: всё те же латинские слова сверкали на заднике сцены. 
Стихи воспринимались как высшее откровение поэтессы. Через творчество Ахматова, наконец, освободилась от мирских оков. Она ушла в вечность...


Материал подготовила студентка 3 курса ИТК Ирина Севастьянова

 
Разделы новые: