Вы здесь

Созерцание смерти

1 мая 2017

На вопрос «Что там за чертой?» пытались ответить многие философы, музыканты и религии. Одним из первых композиторов, поднимающих эту тему в своих произведениях, стал Иоганн Себастьян Бах. Вокальное творчество этого гения как бесконечное размышление о мире и о месте человека в нем. Он рассуждал о смерти и счастье, об отношениях с Богом. Когда он писал на евангельские тексты, то выходил за рамки церковной музыки. Композитор передавал в них реальные человеческие чувства и переживания. Бах не думал о тексте, он чувствовал его. Писал так, как говорил ему его собственный Бог. В текстах своих кантат он смирился и полностью принял жизнь такой, какая она есть, со всеми её ужасами и страданиями, давая право каждому сделать свой выбор. 

Британский режиссер Кэти Митчелл, всю жизнь испытывавшая любовь к Баху, вместе с певцом и дирижером Рафаэлем Пишоном решили поразмышлять на тему смерти. Они создали спектакль-состояние «Траурная ночь», в основу которого легли фрагменты избранных кантат гения XVII века. Пять арий, пять речитативов, четыре хора И.С. Баха и один мотет «a capella» Иоганна Кристофа Баха Митчелл распределила между пятью солистами, которые стали в этот вечер одной семьей. 

Тексты кантат, обращенные ко всем и сразу — это переживание смерти. Принимать или не принимать ее? Всем рано или поздно придется уйти из этого мира, но никто не знает, когда наступит их срок и как это случится. Очищение или вечные муки? В этой духовной музыке — огромная палитра чувств: от покоя и умиротворения до разрушительных страданий. «В кантатах нет повествовательной линии, привычной для театральных пьес или оперного либретто, но я была удивлена, как быстро музыке удалось создать собственное театральное повествование», — признается режиссер.

Имя Кэти Митчелл известно Европе уже давно. До своих экспериментов она была главным режиссером Королевского Национального театра, но потом её заинтересовал другой вид театра — мультимедийный. Она всерьез увлекается кино, элементы которого постепенно входят в её сценические действа. Вскоре Митчелл начала снимать и монтировать свои спектакли «в прямом эфире», на глазах у зрителей.  Во многих интервью она признавалась, что большое влияние на нее оказало советское кино, прежде всего фильмы Андрея Тарковского. «Я заимствую эстетику изображений Тарковского, показываю и подчеркиваю то, что мы видим ежедневно и то, что вроде бы не должно цеплять», — говорит Митчелл. Именно акцент на рядовых моментах жизни становится главной особенностью ее постановок.

«Траурная ночь» — спектакль, поставленный Митчелл для фестиваля Экс-ан-Прованс в 2014 году, — полная противоположность ее предыдущим медиа-экспериментам. По-сути, здесь ничего не происходит.  Действие разворачивается в доме, где после похорон отца собираются его скорбящие дети —  два брата и две сестры.

Декорации отличаются нарочитой условностью. Есть лишь небольшое подобие кухни и шкафа, стол, за которым сидят певцы и точечный свет от фонарей. Такая особенность напоминает «Догвилль» Ларса фон Триера, фильм, в котором самое важное —  отсутствие визуального ряда. Герои передвигаются по ровной площадке, а декорации заменяет изображение на полу.   

Кэти Митчелл в своем спектакле сфокусировала все внимание на певцах, ариях, эмоциях, жестах и движениях. Яркий акцент — это медленный темп, в котором  герои совершают обыденные действия: накрывают на стол, едят, пьют и ругаются, вновь и вновь перечитывают завещание, примеряют вещи отца. Каждое их движение, шаги по сцене выглядят оправданными и естественными. В такие моменты жизни не хочется бежать. Вокруг все останавливается, застывает, а ты находишься в эпицентре. Есть время подумать, поговорить с собой, услышать внутренний голос и заглянуть в глаза смерти.

Самое важное в этом спектакле  — сокровенность момента. Певцы стали одним целым. Их тембры прекрасно сочетались друг с другом, создавая отличный ансамбль. Они высказывались по очереди, делились друг с другом очень личными мыслями, и все это происходило в их мире, где нет места посторонним. Митчелл как будто заставила зрителя подсматривать за тем, что ему видеть не полагается. Она заставила созерцать смерть, и это – главная идея «Траурной ночи».


Материал подготовила студентка курса ИТК Филина Елена

 
Разделы новые: