Вы здесь

«Король Лир» русской музыки

13 мая 2017

Очередную Пречистенскую пятницу, 21 апреля, в Центральном доме Ученых посвятили творчеству М.А. Балакирева.

Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) остался в истории, конечно, как основатель «Могучей кучки». Его фигура стала тенью великих композиторов-современников: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского. О разносторонней деятельности Балакирева, о его большой просветительской работе и интересном творческом наследии, знают лишь немногие. 

Музыковед и кандидат искусствоведения Ирина Захарбекова (под руководством профессора Веры Дмитриевны Нырковой) решила открыть для широкой аудитории малоизвестные грани личности Милия Алексеевича Балакирева. 

 Вечер в Малахитовом зале Дома Ученых был посвящен камерному творчеству композитора. Балакирев внес неоценимый вклад в развитие русской культуры. Он не только воспитал несколько поколений композиторов, но и сам писал прекрасную музыку, собирал народные песни, заведовал придворной певческой капеллой, дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества. 

В концерте прозвучали некоторые романсы композитора. Например, «Обойми, поцелуй» на стихи А.Кольцова спела контральто Алины Черташ (партия фортепиано – Мария Репина). Если этот романс входит в репертуар вокалистов достаточно часто, то произведения, которые исполнял баритон Данактион Махов, можно услышать вживую очень редко. «Песня старика» и «Песня разбойника» на стихи А. Кольцова, «Не пенится море» на стихи А. Толстого и «Взгляни, мой друг» на стихи В. Красова представили композиторское письмо Балакирева с разных сторон. Одни романсы – элегичны и таинственны, другие, наоборот, – воспринимались как залихватские и разухабистые. К тому же, во всех сочинениях важную роль играла партия фортепиано. Чуткая пианистка Шушаник Погосян помогла певцу создать более рельефные и запоминающиеся музыкальные образы. 

Когда Балакирев и его ученики собирались вместе, то всегда музицировали. Иногда пел Мусоргский (у него был отличный баритон), мог исполнить что-нибудь на виолончели Бородин, но чаще всего композиторы играли в 4 руки на фортепиано. Балакирев увлекался фольклором и некоторые песни перекладывал для рояля. На Пречистенской пятнице обработки песен «Наша улица широкая» и «На Волге» представили студенты ИТК Мария Захарова и Ирина Севастьянова.

В этот вечер прозвучали и романсы одного из любимых учеников Милия Алексеевича композитора Цезаря Кюи. «Сожженное письмо» на стихи Пушкина проникновенно исполнила Алина Черташ, а «Сон» на стихи С.Шах-Азиза в переводе Ю. Веселовского и «Царскосельскую статую» на стихи Пушкина – меццо-сопрано Анастасия Матвеева. За роялем была Мария Репина. 

Первые композиторские опыты Римский-Корсаков начал под руководством Балакирева. Однако проучился у Милия Алексеевича он недолго: Николаю Андреевичу не нравилась авторитарность и субъективность преподавательского метода Балакирева. Римский-Корсаков хотел больше творческой свободы. Впоследствии композитор и сам стал преподавать в Петербургской консерватории. Меланхоличный романс Римского-Корсакова «На холмах Грузии» на стихи Пушкина исполняла Алина Черташ.  

Завершили концерт русские народные песни «Летел голубь», «Калинушка с малинушкой», «Как под лесом» из одноименного сборника Балакирева. Певицы фольклорного ансамбля – Юлия Абрамова, Ульяна Гуреева, Мария Савинова и Лидия Слоква – исполняли эти сочинения в народной вокальной манере и были одеты в прекрасные национальные костюмы. 

Украшением вечера, посвященного 180-летию со дня рождения М.А. Балакирева, стал интересный рассказ Ирины Захарбековой о сложном жизненном и творческом пути композитора. 

 

Материал подготовили студенты ИТК факультета 

 
Разделы новые: