Вы здесь

Выставка «Энди Уорхол. Вымирающие виды»

24 мая 2017

Он просыпался утром, открывал глаза и думал: "Ну вот, опять все сначала!". Энди Уорхол — художник, воплотивший в жизнь американскую мечту, говорил, что создание денег — это искусство, работа — это тоже искусство. И, наконец, успех в бизнесе — это самое интересное искусство! Ему же принадлежит известное каждому из нас выражение: «Нельзя делать то, что не в твоем стиле. Это плохая идея».
Говоря о поп–арте, мы подразумеваем Энди Уорхола. Но так было не всегда. На самом деле, поп-арт зародился в Великобритании в годы, когда Уорхол был еще дизайнером и только мечтал оставить свой неповторимый след в искусстве. Термин поп-арт первым предложил критик Лоуренс Аллоуэй, член «Независимой группы», созданной в 1952 году при институте современного искусства в Лондоне. Но «отцом» поп-арта суждено было стать американцу Энди Уорхолу. В чем же заключается товарный фетиш и притягательная сила поп-арта? Это простой, но одновременно и сложный вопрос, со множеством парадоксов. Возможно, товарам посредством искусства придается огромная магическая сила, которая определяет не только экономические, но и вообще отношения между людьми. Происходит замена человеческих отношений отношениями между товарами.
На первых работах Уорхолла был изображен знак доллара. Коллекционеры всего мира с жадностью раскупали копии оригинала и это, на удивление, стало приносить огромный доход. Теперь искусство определялось ценностью предмета, изображенного на полотне. Потом настала очередь рок-звезд, политиков, актеров и многих других известных влиятельных личностей. Уорхол своим искусством популяризировал известные образы общественного потребления.

Интересно, что на пике своей популярности Энди Уорхол обратился к теме уничтожения диких животных. В связи с этим в 1983 году по заказу галериста и зоозащитника Рональда Фельдмана художник создает десять шелкографических портретов исчезающих видов животных под названием «Вымирающие виды» («Endangered Species»). В серию вошли амурский тигр, африканский слон, орангутан, черный носорог, зебра Греви, гигантская панда, белоголовый орлан, снежный баран, древесная лягушка из семейства квакш и бабочка. Проблема защиты редких животных достигла такой остроты, что художник искренне верил в коммерческий успех новых полотен.
У серии есть и второе название — «Животные в гриме». Тем самым подчеркивается творческий метод Уорхола, жертвующего объемом и глубиной, превращая изображения в эмблемы, в поверхности для нанесения цвета.
Сегодня Дарвиновский музей сделал настоящей подарок для ценителей изобразительного пост-модерна, впервые показав в рамках Года экологии в России оттиски шелкографической серии «Вымирающие виды» — одной из самых дорогих в творческом наследии мэтра поп-арта. В 2015 году три работы из этого цикла были похищены. Уникальность произведений состоит в технике их создания. Энди Уорхол много экспериментировал с цветом и в итоге получил глубокие, впечатляющие, крупноформатные полотна, которые определенно привлекают внимание зрителя к проблеме защиты окружающей среды. На выставке описание этих проблем и информация об охране видов прилагается к каждой картине.
Поражают неожиданно  яркие, неоновые, кричащие цвета, добавляющие экспрессии и напряженности. Изображенные животные будто застыли в немом крике о помощи, умоляюще глядя на нас со своих полотен. Проходя от одного полотна к другому, читая информацию о животных понимаешь, что красной нитью проблемы становится во всех случая именно человек, одержимый своей неутолимой жадностью. Звери гибнут или напрямую от рук браконьеров, или от загрязнения окружающей среды и уменьшения территорий для их обитания.
Простая до банальности идея, которая не потеряла своей актуальности и в наши дни. Каждое животное настолько красиво и уникально по своей природе, что задумываешься, неужели они созданы быть просто товаром общественного потребления, угождая человеческому вкусу?!
Можно по-разному относиться к поп-арту и его коммерческой составляющей. Кому-то нравятся работы Энди Уорхола, кому-то нет, но он сделал свое дело — создал философию бизнеса в искусстве.
Художник любил говорить: «Когда я смотрю в зеркало, я знаю точно, что увижу себя не так, как меня видят другие… потому что я смотрю на себя так, как мне хочется». В этом, пожалуй, и заключается главный смысл искусства поп-арта. Каждый видит и открывает в нем то, что ему хочется, и неважно, совпадает ли это с мнением большинства или нет.


Материал подготовила студентка II курса ИТК Шилина Ксения

 
Разделы новые: