Вы здесь

Пианист и композитор Жорди Камель: «Я обязательно сюда вернусь»

31 мая 2017

Знаменитый пианист из Испании Жорди Камель провел открытые уроки со студентами РАМ им. Гнесиных. Камель дал несколько концертов в Малом зале академии, пообщался с гнесинскими пианистами и преподавателями и признался, что весьма поражен уровнем пианизма в Москве.

 

Вы впервые в России с концертом? Каковы Ваши впечатления?

- Да, я впервые в России с концертом и впечатления у меня необыкновенные. Я всегда знал, что здесь очень высокая музыкальная культура, но меня очень удивила сама жизнь, которая здесь кипит, особенно в вашем вузе. На лестницах, в коридорах, большое количество студентов, которых я видел в академии. Все это для меня очень удивительно. У меня такое впечатление, что у вас везде жизнь посвящена искусству, даже когда я гулял по улице, я слышал звуки пианино. Да и публика здесь очень великодушная. Мне как исполнителю это особенно приятно.

Вам больше интересна классическая музыка или современная?

- В течение всей своей жизни я играл разную музыку. Недавно я записал несколько дисков испанских и французских произведений периода рубежа XIX – XX веков. Меня очень привлекает и немецкая музыка эпохи Романтизма (Брамс, Бетховен). Можно сказать, я люблю ту музыку, которую я играю. В тот момент, когда я исполняю какое-то произведение, я люблю его больше всего. Я не могу сказать, что я предпочитаю какой-то стиль, но комфортнее всего чувствую себя, исполняя музыку немецкого романтизма. Я часто играю и современную музыку. Многие годы я был в составе ансамбля современной музыки в Барселоне и исполнял некоторые премьерные сочинения как соло, так и в составе ансамбля.

У каждого исполнителя индивидуальное прочтение музыки, в частности русской. Поделитесь секретами Вашей интерпретации нашей музыки.

- Мне кажется, что моя творческая манера хорошо сопрягается с русской музыкой. У меня есть запись «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Я играл и Рахманинова, и Скрябина, и Прокофьева, и Шостаковича. В последнее время я исполняю больше Мусоргского. Люблю этого композитора, он мне интересен, потому что он был в определенном роде мечтателем и многое в музыке предвидел - предвосхитил французский импрессионизм и многие другие позднейшие течения в музыке.

Нам известно, что Вы также любите музыку композиторов Французской шестерки. Чем она Вас привлекает?

- Да, я люблю эту группу, я люблю это время - начало прекрасной эпохи поиска новых форм. Сати, Пуленк и многие другие искали новые ритмы, новые звучания, новые смыслы в музыке. Много их сочинений я исполнял на концертах. К тому же я люблю французскую музыку, ведь я учился во Франции. Это во многом повлияло на мой музыкальный вкус. Я люблю и Дебюсси, и Равеля. К тому же, французская музыка близка моей родной национальной музыке. Конечно, это может показаться странным, ведь я говорил, что больше люблю немецкую музыку. Французская меня привлекает своей близостью, средиземноморскими ритмами.

Любите ли Вы джаз? Исполняете его на концертах или играете для себя?

- Да, конечно, я люблю джаз, и я достаточно часто импровизирую, но я не могу сказать, что вполне знаю его музыкальный язык. Я не играю его на концертах, потому что считаю, что недостаточно работал над языком джаза, аккордами, формулами. Иногда джаз кажется излишне затрудненным для меня, мне даже трудно порой его слушать. В нашей школе в Барселоне есть специальный департамент джаза, у меня есть и ученики, которые играют джаз. Я слушаю его практически каждую неделю. Когда он ясный и прозрачный, он мне нравится, но иногда джаз бывает слишком мудрым, усложненным.

Нам известно, что Вы записали диск с произведениями Пабло Казальса. Расскажите об этом сотрудничестве.

- В 1973 году Пабло Казальс умер. Мне тогда было всего 10 лет, мы не были знакомы лично. Позднее я познакомился с его вдовой. Она рассказала мне о никому неизвестных рукописях фортепианных сочинений покойного мужа. Пабло Казальс не считал себя великим композитором и не хотел показывать свои произведения публике. Некоторые его фольклорные сочинения в стиле каталонской музыки были известны, но сочинения для фортепиано и виолончели он не показывал общественности. Поэтому вдова не хотела никому их показывать, это была их тайна, но постепенно наступает то время, когда люди начинают узнавать музыку Пабло Казальса, она становится все более известной. Пять лет назад мне предложили взглянуть на эти записи. Я моментально понял, что это невероятная музыка. Никто, я в том числе, до этого момента не знал, что у него есть фортепианные сочинения. Мне предложили сделать полную ревизию его сочинений, а как только я это сделал, поступило предложение записать диск. Естественно, я с радостью согласился и с тех пор исполняю его фортепианную музыку на концертах по всему миру. Так я стал первым исполнителем фортепианных сочинений Пабло Казальса. Это очень интересные сочинения, и я хочу познакомить всех с ними.

Мы рады, что вы дали концерт в Москве, поделились опытом на мастер-классах. Расскажите о своих впечатлениях, как Вам наши студенты?

- Если честно, я должен признать, что здесь уровень пианизма выше, чем в Испании. Безусловно, во многом это заслуга русской пианистической школы. Я также вижу, что молодежь, которая участвовала в мастер-классах много работает над своими произведениями. Ребята очень энергичны, артистичны и музыкальны, они очень много работают и чувствую, что у них очень хорошие преподаватели. Конечно, есть разные студенты, кто-то играет лучше, кто-то хуже знает свое произведение, но в целом, уровень очень высокий. Выше, чем в Барселоне, даже выше, чем во всей Испании. Я считаю, что в Испании много талантливой молодежи, но им не хватает усердия. Все-таки талант и работа - это разные вещи. Возможно, нам мешает наша хорошая погода (смеется). Мне также было приятно работать с преподавателями, которые сидели в зале. Я видел, что многие внимательно слушали мои пожелания и были готовы к общению. Некоторые ко мне подходили после мастер-классов и благодарили. Такое бывает очень редко, не во всех учебных заведениях. Было очень приятно.

С какими трудностями Вы сталкиваетесь, совмещая педагогическую деятельность и концертную?

- Для совмещения нужно иметь огромную творческую энергию и способность организовать себя и свое время. Это трудно, потому что если полностью отдавать себя педагогической деятельности, то не хватит сил на концертную. Если же вы много играете, то не остается места в голове для своих учеников. Ведь ученики — это не время в классе, ученики — это время в голове. Всегда раздумываешь о том, как тот или иной ученик играет, что он должен играть. Стараюсь не упустить ни первого, ни второго.

Каковы Ваши творческие планы?

- Сейчас мои ближайшие планы — это концерты. Я собираюсь исполнить музыку Пабло Казальса на концерте в Италии. Планирую концерты в Испании, Бельгии. Кроме того, я являюсь главой департамента классической современной музыки в Каталонии и там у меня тоже много работы. Сейчас я посвящаю много времени организации концертов в школе, сам играю. Есть и ученики в Высшей школе музыки, где я преподаю. Еще хочу записать диск со своей собственной музыкой, ведь я немного сочиняю.

А в каком стиле Вы сочиняете?

- Это современный стиль музыки. Фольклорная, даже поп-музыка есть. Честно говоря, я больше люблю поп-музыку, чем джаз. Сейчас моя музыка в современном стиле, затрудняюсь ее как-то точно определить. Что касается жанров — это, конечно, сочинения только для фортепиано. Я не композитор, я исполнитель, просто музыкант, которому есть что сказать и это пытаюсь выразить в своей музыке.

Вы сказали, что Вам понравилось в Москве. Планируете ли Вы вернуться в Россию?

- Конечно! С радостью! Я очень хотел бы вернуться. Если меня пригласят еще раз в Россию, то я приеду с огромным удовольствием.


Материал подготовили студентки ИТК Ольга Вишнякова и Татьяна Хрикина

 
Разделы новые: