Триллер о Пиковой даме и космическая революция на сцене театра им. Н. И. Сац

В рамках фестиваля «Искусство видеть музыку» на сцене детского музыкального театра им. Н. И. Сац были показаны два танцевальных спектакля: пластический фарс «Пиковая дама» (Ю. Колченской) и футуристический балет К. Симонова «Аэлита». Что же увидел зритель?

У современного человека пушкинский сюжет ассоциируется с началом XIX века. Однако иркутская труппа предложила взглянуть на хрестоматийное произведение с позиций нашего времени. «Это – балетный спектакль, но не в классическом понимании»,– объясняетглавный режиссер Иркутского театра Анна Фекета. По словам Ирины Ткаченко, автора либретто и хореографа-постановщика, «Пиковая дама» – жесткий пластический пересказ сюжета. В одном из интервью она даже назвала свое произведение триллером. Нопочему все-таки фарс? Ведь, ни одно из определений этого жанра не соответствовало происходящему на сцене.

Спектакль начинается прологом, сном (как сказано в либретто), в котором Пушкин превращается в своего героя. В этот момент появляются три роковые карты, символизирующие три предсказания осудьбе поэта. Значит ли это, что Герман – отражение Пушкина? Зрителям непросто понять, что хотел сказать режиссер. Возможно, основное действие – продолжение этого сна, а Герман, в таком случае, – не самостоятельный персонаж, а психологический портрет своего автора. В то же время пролог может быть и не связан с остальными сценами.

Рядом с главными героями появляется еще один персонаж– граф Сен-Жермен. В спектакле Иркутского театра его роль очень важна: «это и «злой гений» и провокатор, олицетворение зла» –  говорит актер Юрий Щерботкин. Являясь, скорее, отрицательным персонажем, граф, как ни странно, одет в ослепительно белый костюм. Графиня –в алом платье, а Герман и Лиза оказались в скромной одежде серого цвета. Исходя из социального статуса и внутреннего мира этих героев, такое решение объяснить несложно.

Отдельного внимания заслуживает фигура Пиковой дамы, огромная  кукла выше человеческого роста. На сцене она появляется в нескольких эпизодах и как бы становится героем спектакля, более того, его символом. Танец персонажей вокруг этой фигуры напомнил поклонение божеству, олицетворявшему алчность и страсть. Пиковая дама словно наблюдала за теми, кто на сцене. И каждый человек, который находился рядом с ней, оказывался в её власти.

Декорации спектакля минималистичны: белая дорога по центру и белая дверь, из которой появляются персонажи. Во время сольных номеров Лизы и Германа подвижные зеркала в разных проекциях отражали их танец. Возможно, это – напоминание о выборе, перед которым постоянно стояли главные герои.

Музыкальное оформление постановки состояло из фрагментов произведений Олафура Арнальдса, Армана Амара и авторской музыки Юлии Колченской. Современная музыка невероятно точно передавала мистическое и тревожное настроение, а зритель находился в напряжении с начала и до самого конца спектакля. Казалось, все происходящеена сцене непосредственно отражает современность: жаждой наживы сейчас охвачены многие, а перед выбором ежедневно оказывается каждый из нас.

Любители классического балета вряд ли придут на этот спектакль еще раз. Но те, кому интересно современное искусство, наверняка откроют для себя что-то новое.

Футуристический балет «Аэлита», представленный Московским детским музыкальным театром им. Н. И. Сац, погружает зрителя совсем в другой мир – в космическую атмосферу Вселенной. Сюжет романа А. Толстого гармонично сочетается в спектакле с музыкой Р. Глиэра (фрагментами балета «Красный мак» и Концертом для арфы с оркестром). Ведущая линия в либретто Ольги Погодиной-Кузьминой – лирическая. Трагикомическую двойственность придают спектаклю сцены с Гусевым, сменяющие эпизоды любви и смерти.

Естественно, что в спектакле на «космический» сюжет большое значение имеют спецэффекты. На сцене – межпланетный корабль, который собирается лететь на Марс; по-разному освещенные белые экраны создают атмосферу то Земли, то Марса, то революции. Художник Татьяна Ногинова одела персонажей ярко и изобретательно: советских граждан – в костюмы того времени, марсиан – в комбинезоны насыщенных цветов с блестящими вставками и замысловатые головные уборы.

Артисты показали не только уверенную танцевальную технику, но и хорошую актерскую игру. Елена Князькова создала запоминающийся образ Аэлиты-Кати – изящной, утонченной, лиричной. Дмитрий Круглов был обаятелен в комической роли Гусева. Высокий уровень мастерства продемонстрировал и Артур Геворгян, исполнивший партию Гора, персонажа второго плана.

«Аэлита» –спектакль, в котором через классический танец и музыку раскрывается тема человеческих взаимоотношений. Финал спектакля – открытый. У зрителя останутся вопросы, ответы на которые он должен будет найти сам.

Ангелина Дудикова