«Северное сияние» компьютерного разума

 
 
30 ноября в малом зале Академии состоялся концерт электронно-компьютерной
музыки, на котором прозвучали произведения молодых композиторов – студентов
кафедры компьютерной музыки. О том, как прошло событие и как можно
визуализировать музыку – Виктория Говоркова.
 
Сквозными темами концерта стали путешествия и социальная философия. «Катастрофа»,
«Безумие», «Бедные люди» – такие колкие названия указали на явно не самые
оптимистичные взгляды электронных музыкантов. Более жизнерадостными оказались их
перемещения во времени и пространстве. Используя самый немузыкальный
музыкальный инструмент – компьютер, Мурат Гогуев «отвез» слушателей в Венгрию по
следам Белы Бартока, а оттуда – на Восток с его пряными пёстрыми базарами. А Нигина
Наимова и Антонина Беляева предложили вслушаться в сигналы параллельных миров. На
концерте можно было услышать и сочинения Чайковского и Дебюсси в новых
аранжировках – возможно, именно так писали бы эти композиторы, будь у них
компьютеры.
 
Компьютерная техника использовалась не только в написании музыки, но и в ее
визуальном представлении слушателям. Чтобы точнее передать настроение и атмосферу
произведений, композиторы сопроводили их звучание визуальным рядом – получился
музыкальный кинопоказ. Студентам была предоставлена свобода выбора: кто-то
использовал статичные иллюстрации, не отвлекающие внимания от сочинений; кто-то
представил подборку тематической анимации. Очень органично соединила музыку и
видеоряд студентка второго курса магистратуры Маргарита Степанова. Орнаменты-
абстракции, которые она подобрала, не просто служили фоном композиции Aurora
Borealis, но в точности повторяли музыкальный сюжет, выводя на экран рисунок мелодий
и ритмов.
 
Идея написать музыку о северном сиянии – а именно так с латинского переводится Aurora
Borealis – возникла у Маргариты после просмотра видео с этим необычным природным
явлением. Степанова создала произведение в программе Metasynth 5.1, опираясь на
концепцию своего учителя, профессора Академии Виктора Степановича Ульянича. Он
считает, что музыкальное и художественное можно соединить – и в результате не только
увидеть, но и услышать произведения.
 
После концерта Маргарита рассказала о концепции В. С. Ульянича и поделилась
впечатлениями от музыкального вечера.
 
— Как на практике реализуется идея Виктора Степановича? Каким образом можно
визуализировать компьютерную музыку?
 
— Развитие и взаимодействие тембров в произведении можно визуально воплотить с
помощью программы, способной генерировать абстрактную анимацию. Видеоряд
следует за музыкой, наглядно отображая происходящие со звуком процессы. Можно,
например, присвоить, каждому тембру свой цвет и форму – и показать их на экране. Ярким примером воплощения этой идеи служит композиция самого Виктора Степановича «Звездный ветер Кассиопеи».
 
— А что тебе запомнилось из произведений, прозвучавших на концерте? Какое
впечатление вообще он оставил?
 
— Мне кажется, что концерт прошел удачно. Безусловно, было интересно послушать
сочинения сокурсников и студентов с других кафедр. Вспоминается композиция
Святослава Оводова, «Гранулярная шкатулка» Данила Корытько. Были интересные
работы у Мурата Гогуева (и своя, и аранжировки), а также у Ксении Зиновьевой, Антонины
Беляевой…
 
— Этот вечер прошел в формате видеопоказа без непосредственного участия самих
музыкантов. Скажи, а можно ли проводить концерты компьютерной музыки в
каком-то другом формате?
 
— Да, и для этого нужно освоить какую-нибудь среду программирования типа  Max/MSP
(никак не займусь этим, но надо!) и самой выступать с интерактивной композицией.
Присутствие человека на сцене, конечно, очень оживляет действо. Было бы интересно
выступить и вместе с другими людьми. Пару лет назад у нас был такой опыт – мы
выходили с заранее приготовленным материалом и синтезаторами. Данил Корытько
работал с запрограммированным семплером, прямо на сцене крутил ручки, меняя звук.
Думаю, мы это еще повторим!
 
— Что нужно уметь для написания электронных композиций, и как помогает в этом
учеба в музыкальном вузе? Сейчас есть немало людей, которые, не имея
специальных знаний, сочиняют музыку на компьютере.
 
— В принципе, да – все, кто имеет компьютер, сейчас могут скачать необходимое
программное обеспечение и творить. Но перед Академией (и конкретно – перед
кафедрой компьютерной музыки) стоит задача вырастить музыканта, способного творить
не только на компьютере, но и «живьем» – например, в инструментальную и вокальную
музыку. Композитора, ориентирующегося в истории музыки, гармонии, полифонии, в
специфике своей профессии и теоретически подготовленного. А процесс написания
компьютерного произведения – это такое же серьезное дело, как и любая другая
композиторская работа.
 
— Как ты считаешь, сможет ли компьютерная музыка заменить «реальную»? И
почему?
 
— Не сможет и не должна. Не имеет смысла даже само противопоставление
компьютерной и живой музыки. Компьютерная музыка (я сейчас имею в виду
академическое ее направление), без сомнений – музыка тембров, притом новых, ранее
не существовавших. Ее появление – это естественный результат развития тембрального
мышления композиторов инструментальной музыки. Составы ансамблей, оркестров
росли, инструменты все добавлялись и добавлялись, а это значит, что росло и количество
красок, которыми располагает оркестр. Компьютерная музыка просто стала следующим
этапом развития музыки, выходом за рамки привычного. Эта идея, как говорится, витала в
воздухе. Не вижу смысла заменять одно другим. Просто это – разные жанры и все.