Своими глазами

«Наше созвучие». Армянский богослов, крымский хан и король Кастилии в московской галерее «Нико»

Традиционную музыку Востока редко можно услышать в Москве, хотя в  последние годы такие неординарные концерты стали проходить чаще. В первую очередь, вспоминаются проекты научно-творческого центра Московской консерватории «Музыкальные культуры мира», Зимний международный фестиваль искусств, который проходит под руководством Юрия Башмета (в 2020 году на нем была представлена опера «Лейла и Маджнун» Армана Амара по одноименной восточной легенде), отдельные вечера в зале «Зарядье» (концерт Ивана Великанова и Петра Главатских «Галантная Индия» в 2019-м) и в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла (выступления исполнителей на армянском дудуке). 

Эту линию продолжил и концерт под оригинальным названием «Тени НЕзабытых предков». В столичной галерее «Нико», среди картин и скульптур армянского художника Николая Никогосяна, в исполнении ансамбля «Concentus Noster» прозвучала музыка Персии, Средиземноморья и Армении. Коллектив поставил себе цель возродить древние музыкальные традиции Востока и Запада. Идея взаимодействия и гармонии нашла отражение и в названии: «Concentus Noster» можно перевести с латинского как «наше созвучие». Созданный пару лет назад российско-итальянским музыкантом Антонио Грамши, ансамбль исполняет редкую старинную музыку, используя при том традиционные инструменты. В его составе – Джулия Аморетти (сопрано), Василий Коростелев (бас, дудук, нэй), Борис Штейнберг (уд), Юлия Граб (ребек), Тарквиний Грамши (дарбука).

На концерте артисты рассказали о своих инструментах-«жемчужинах» и, неожиданно для зала, дали возможность слушателям самим на них поиграть. Арабский уд – «король» восточных струнных и предшественник европейской лютни, бузуки – разновидность лютни с длинной шейкой. Из смычковых стоит особо отметить ребек, который является прародителем скрипки. Впечатляет палитра духовых: разнообразные блокфлейты, персидская тростниковая флейта нэй (ее Василий Коростелев держит не продольным или поперечным способом, а по диагонали), и, конечно, «король» армянских инструментов дудук. Барабан в форме кубка дарбука, бубны даф и рик завершают большую коллекцию ансамбля. 

Главной особенностью вечера стало глубокое погружение в культуру Армении. С первых звуков ансамбль заставил зал замереть: проникновенно и нежно прозвучали духовный стих «Хавик» и мелодия «Авун» для дудука и ребека, сочиненные армянским поэтом, философом и богословом Григором Нарекаци. Также были исполнены инструментальные композиции XIX-XX веков, написанные в различных макамах (восточных ладах). Их авторы – Амбарцум Лимонджян и Татос Эксерджян. Примечательно, что оба композитора жили в армянских диаспорах Османской империи и сделали многое для развития не только армянской культуры, но также турецкой, еврейской и греческой. Например, Лимонджян изобрел свою нотацию, благодаря которой он записывал церковную музыку, городские и народные песни. По-восточному красочное ансамблевое звучание «Concentus Noster» продемонстрировал в традиционном армянском танце: здесь под аккомпанемент ударных сначала задумчиво, а потом весело солировали нэй, уд и ребек. 

Настоящие раритеты нашлись и в музыке других стран: Испании, Греции, Персии. Один из них – кантига  «Como poden» Альфонса Мудрого, короля Кастильского. Необычной деталью в исполнении духовной песни XIII века, посвященной Деве Марии, стало использование «светских» кастаньет. Но бОльшую часть программы заняли инструментальные мелодии, созданные на основе макамов. Такова композиция грека Петруса Пелопонесского, который, как и армянин Лимонджян, в XVIII веке придумал свою систему нотной записи. Еще одним открытием для слушателей стала музыка крымского хана и по совместительству поэта Газы II Герайя Бора (XVI век). Но, пожалуй, самым выдающимся из представленных на концерте мастеров макама можно назвать Абдулгадира Мараги, персидского поэта, композитора и автора научных трактатов.

Яркой эмоциональностью на концерте выделялась традиционная музыка европейских народов. Вместе с солирующим сопрано зал то плакал под горестные южноукраинские песни, то смеялся под жизнерадостные болгарские. А южноитальянскими тарантеллами ансамбль едва не свел слушателей с ума, что было вполне ожидаемо: по словам Антонио Грамши, изначально тарантеллы исполнялись для изгнания из девушек злых духов. Как ни странно, «безумные» тарантеллы вызывали те же эмоции, что и зажигательные персидские и ливанские импровизации для ударных.

Будоражащую атмосферу вечера обеспечила не только уникальная программа, но и непринужденное, дружески открытое общение музыкантов со слушателями. В исполнении артистов «Concentus Noster» подлинные истории и легенды о старинной музыке Запада и Востока звучали поистине увлекательно.


Звучит болгарская песня «Цвета мома убава» из региона Пирин.
Видеоматериал был снят до и во время концерта в галерее Нико.

Музыканты — Антонио Грамши, Тарквиний Грамши, Юлия Граб, Джулия Аморетти, Борис Штейнберг, Борис Коростелев (ансамбль Concentus Noster).

Камера, монтаж — Михаил Бушуев
Мастеринг — Михаил Ровенко

About the author

Archive | + posts

Чтобы просмотреть все записи автора, нажмите на Archive

Вам также может понравиться...