Тет-а-тет

АНДРЕЙ ГАПОНОВ: «Первый опыт – онлайн-«встреча» с Бахом – был довольно сложным»

В период локдауна весной 2020 года Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной начал новую виртуальную жизнь. Директор музея Андрей Александрович Гапонов рассказал Владиславе Власовой об экспериментах в онлайн-пространстве.

За время дистанционной работы музей реализовал немало новых проектов. Какой из них, на ваш взгляд, стал главным ноу-хау?

Это, безусловно, перевод в онлайн-формат нашего цикла просветительских программ для детей и их родителей «Встречи в доме Гнесиной». Программы, посвящённые выдающимся композиторам, мы проводим с 2016 года. Весной 2020-го, за несколько дней до очередной «встречи», мы ушли на дистанционку. Передо мной встал выбор: переносить намеченную программу на неопределённый срок – или попытаться провести её в новом онлайн-формате.

И вы решили проводить встречи в прямом эфире?

Нет. Формат стрима технически непрост, поэтому мы записывали всё заранее, потом монтировали и в запланированное время транслировали готовые программы на нашем YouTube-канале. Из года в год программы проходили по субботам в три часа дня, и сейчас мы придерживаемся того же графика: многие наши посетители в это время открывают YouTube-канал и смотрят готовую программу.

Видеомонтаж – дело непростое…

Пришлось освоить. Прежде мы вообще этим не занимались, и первый опыт – онлайн-«встреча» с Бахом – был довольно сложным. Но с каждым следующим разом мы работали над программами всё с большей уверенностью.

И какова реакция публики на онлайн-встречи?

Набирались сотни просмотров! Аудитория значительно расширилась, к тому же программы можно смотреть не только в прямом эфире, но и затем в записи в любое время. Так что эти встречи для детей превратились в нечто большее – в музыкально-просветительские лекции, которые оказались интересны довольно широкому кругу зрителей.

В этих программах звучали записи, сделанные музыкантами в домашних условиях. Исполнители с готовностью откликались на ваши предложения? Не говорили, мол, ой, знаете, у меня пианино расстроенное, и я играть не буду?

Кто-то отказывался, но у нас давно сложилась постоянная команда исполнителей, которые всегда с охотой участвуют в наших мероприятиях. И они были рады выступить, пусть и виртуально.

«ЭТО НЕ ШУТКА, ЭТО РУКОЙ ЕЛЕНЫ ФАБИАНОВНЫ НАПИСАНО!»

На вашем YouTube-канале много и других видео. Расскажите о самых интересных из них.

Одна из самых популярных публикаций – интервью, записанное в музее ещё за несколько месяцев до пандемии, с Владимиром Мануиловичем Троппом. Минувшей весной мы его опубликовали, и на данный момент оно получило более 1000 просмотров. Отклик невероятный, Владимир Мануилович говорил, что получал отзывы даже из-за рубежа. На втором месте по популярности – документальный фильм про Собачью площадку Виктора Александровича Власова, профессора нашей академии, заведующего кафедрой концертмейстерской подготовки. Мы опубликовали этот фильм 14 апреля 2020 года – в день 80-летия Виктора Александровича.

У вас была и онлайн-выставка – «Гнесинский дом в военные годы», подготовленная на основе архивных материалов. Можно ли её считать успешной?

Эту выставку, приуроченную к 75-летию Победы, мы изначально собирались проводить в музее. Но в итоге развернули её онлайн, на нашем сайте, и получили много восторженных отзывов. Не факт, что в условиях ограниченного пространства музея мы смогли бы представить так много документов, и что их смогло бы увидеть так много людей.

Расширилась ли аудитория конференции «Гнесинские чтения», которую музей проводит ежегодно 15 февраля, в День основания учебных заведений имени Гнесиных? Как вам нынешний онлайн-формат форума?

В этом году «Чтения» проходили в смешанном очно-дистанционном формате и были посвящены опыту работы музеев в новых условиях 2020 года. С одной стороны, конечно, приятнее встречаться и общаться с участниками конференции вживую, но онлайн-формат даёт возможность выступить коллегам из других городов и даже стран. Благодаря актуальнейшей теме на приглашение об участии в конференции откликнулись самые неожиданные докладчики, с которыми мы бы ни за что не пересеклись, не будь такого повода, и которые смогли принять участие именно благодаря дистанционному формату. В нынешнем форуме, к примеру, выступила директор Дома-музея Арама Хачатуряна в Ереване Армине Григорян. Так что, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: в этом году «Гнесинские чтения» оказались резонансными, как никогда.

Случались ли в период дистанционной работы интересные находки, открытия?

Да, например, в прошлом году по случаю дня рождения Брамса 7 мая коллега вспомнила, что у нас в архиве есть сделанное Еленой Фабиановной Гнесиной переложение его Каприччио си минор для двух фортепиано в четыре руки. Мы опубликовали рукопись этого сочинения, и через некоторое время появились желающие его исполнить. Аналогичная история произошла с переложением Гнесиной пьесы Шумана «О чужих странах и людях», также никогда не издававшимся.

А запись Елены Фабиановны про эпидемию? Она обнаружилась очень вовремя!

Ой, это вообще анекдотическая история, которая произошла в самом начале карантина. Я наткнулся на записку, где рукой Елены Фабиановны написано: «Ввиду сильного распространения эпидемии гриппа отменяются поцелуи и рукопожатия». Мы с коллегами решили опубликовать её на злобу дня. Проходит час – 60 репостов. Потом я сижу в приёмной у ректора и вижу, что у записи – 120, 140 репостов… Затем слышу, как её уже обсуждают в ректорате. Галина Васильевна Маяровская выходит, показывает на смартфоне эту записку мне и говорит: «Видели? Смотрите, как остроумно!» Я говорю: «Это не шутка, это рукой Елены Фабиановны написано!»  В итоге публикация только на Фейсбуке набрала, по-моему, больше 400 репостов – такого не было у нас никогда.

«АПРЕЛЬ ПРОШЁЛ ПОД ЗНАКОМ РАХМАНИНОВА»

Музей представлен во всех основных социальных сетях: YouTube, Instagram, ВКонтакте и Facebook. Так недалеко и до выхода в TikTok!

Уже не раз я слышал такие намёки, в том числе и от коллег. Пока ещё до TikTok не дошли, но кто знает, может, выйдем и на эту площадку.

Так можно было бы привлечь больше молодёжи. Кстати, как вы общаетесь с ней на её территории – в соцсетях?

Используем форматы, которые могли бы заинтересовать молодёжь, студентов. Например, среди последних акций – флешмоб «Сыграй Рахманинова в музее» в апреле этого года. По случаю дня рождения Рахманинова мы хотели пригласить музыкантов, которые в течение недели играли бы произведения Рахманинова на рояле, который он выбирал, но в итоге пригласили всех желающих, а потом выкладывали записи их исполнений в соцсети с хештегом #сыграйрахманиновавмузее. Участников оказалось столько, что неделя Рахманинова растянулась фактически на месяц. Так что апрель прошел под знаком Рахманинова.

Во флешмобе участвовали только студенты Академии?

Нет! Приходили студенты и выпускники гнесинской академии и училища, учащиеся гнесинских и других московских и подмосковных школ, других вузов и колледжей. Из Ипполитовского института приезжали люди, и выступила даже абитуриентка из Ставрополя, прибывшая на день открытых дверей.

Музей очень здорово соединяет в своей работе прошлое и настоящее. Мне запомнился, например, один из постов про витраж в музее: вы сфотографировали его отсвет, выложили, красиво описали. Музей не просто хранит реликвии и рассказывает о том, что было, но и живёт в настоящем: «Смотрите, что у нас прямо сейчас происходит!»

Да. Совершенно спонтанно возникла публикация. Солнце освещало витраж под таким углом, что возник эффект, напоминающий северное сияние. Все удивились и решили, что надо этим поделиться.

Кто конкретно занимается вашими соцсетями?

Специального человека у нас нет. Все сотрудники музея участвуют в этой работе: Нора Александровна Потёмкина и Елена Петровна Костина – ведущие специалисты, сотрудница нашего музея Людмила Владимировна Голубева, Екатерина Андреевна Пекушкина и Анна Сергеевна Авдеева – хранители фондов.

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТО, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ МЫ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО»

Изменилось ли количество посетителей музея после начала активной работы онлайн?

В наших соцсетях аудитория увеличилась значительно. Год назад было менее 200 подписчиков, сейчас – более 500 или 600. Посетителей, которые приходят офлайн, после пандемии стало меньше, но они всё же есть. В мае этого года по случаю дня рождения Петра Ильича Чайковского мы проводили пешеходную экскурсию по его московским адресам, и благодаря соцсетям она собрала множество посетителей. Так что вопрос неоднозначный. Аудитория онлайн значительно расширилась, а вот офлайн…

Многие ещё опасаются ходить по музеям.

Да, хотя желающие всё же находятся. Например, ветеранские организации приводят к нам посетителей, которые хоть и в возрасте, но не боятся ходить по музеям. Мы всем рады.

Каковы дальнейшие планы музея?

Опыт прошлого года показал, что трудно что-то загадывать. Знаете знаменитую поговорку: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах»?

Да-да.

Вот мы с этим в прошлом году и столкнулись. Сейчас планируем, конечно, продолжать намеченные проекты в привычном офлайн-формате, но, если придется вернуться на дистант, сможем работать и в этих условиях.

Конечно, на удалённую работу времени уходит значительно больше. Одно дело, когда мы с коллегами каждый день встречаемся, можем всё обсудить, что-то придумать. Другое дело – удалёнка: целыми днями созвоны, переписки, совещания в Zoom’е… Недавно вспоминали фразу Жванецкого: «Да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что». Вот примерно так можно охарактеризовать нашу работу в прошлом году.


About the author

Archive | + posts

Чтобы просмотреть все записи автора, нажмите на Archive

Вам также может понравиться...