Карнавал, война, карнавал, убийство, карнавал…

Круговорот событий в жизни любого человека невероятен, тем более, если этот человек известен, талантлив и его окружают интересные и неординарные люди. Также большую роль в нашей жизни играет время – эпоха, в которой мы живем, которую создаём. Именно о таких людях, событиях и переживаниях в их жизни написана опера-фреска «Фрида и Диего» Калеви Ахо, российская премьера которой состоялась 18 ноября 2017 года в Камерном музыкальном театре им. Покровского.

Произведение написано по пьесе «Мечты воскресного вечера» Марицы Нуньес, которая получила приз международной театральной премии Марии Тересы Леон в 1999 году, и на основе которой были поставлены спектакли в Перу, Испании Америке и других странах. В 2011 году Марица Нуньес по заказу оперной студии Академии им. Сибелиуса переделала пьесу в оперное либретто, известен, талантлив, и его окружают интересные и неординарные люди. Также большую и Калеви Ахо начал сочинять к нему музыку. Опера была закончена в 2013 году, а через год в Хельсинки состоялась её мировая премьера.

В России над спектаклем работали дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, режиссёр-постановщик Арне Микк, художник-постановщик Виктор Герасименко и художник по свету Нарек Туманян.

«Фрида и Диего» – опера об отношениях Фриды Кало, её супруга Диего Ривера и Льва Троцкого, о любви и об искусстве на фоне войн и революций. Персонаж Фриды показан в двух ипостасях: сама героиня и ееальтер-эго – Другая Фрида. Действие начинается в Мехико, накануне парижской выставки работ Фриды. После очередной ссоры с Диего главная героиня со своим альтер-эго рисует картины, в них мы видим происходящее глазами художницы. Среди её друзей – фотограф Тина Модотти, недавно побывавшая в Испании, которая не может оправиться от ужасов идущей там гражданской войны и много рассказывает о ней; писатель Андре Бретон, художник Давид Сикейрос.

На протяжении всей оперы персонажи постоянно говорят о политике, о необходимости и важности революции. Кульминацией оперы становится момент убйства Троцкого, которое совершает Джексон–испанский агент советских спецслужб. Это событие становится тяжелым потрясением для Фриды, но оно же вновь соединяет ее с Диего. Их свадьба кажется нереальной, как сон, смутная надежда на нечто лучшее.

Музыка оперы очень колоритна: для передачи мексиканской культуры композитор использовал популярные мелодии «La bamba» и «La negra», немецкий фокстрот тридцатых годов, коммунистические лозунги, цитаты из «Mein Kampf» Гитлера. Некоторым героям оперы соответствуют определенные тембры инструментов, например: Фриде – саксофон-альт, Диего – труба, Тине Модотти – гобой. В то же время, в музыке Калеви Ахо чувствуется влияние советских композиторов, в частности Дмитрия Шостаковича – особенно явно это слышано в теме Сикейроса, звучащей у тромбона.

Особенно запомнилась сцена убийства Л. Троцкого, и не только благодаря музыке, но и за  счёт эффектной работы художника по свету (Нарек Туманян) и декоратора (Виктор Герасименко). Сначала, как предвестник судьбы, появляется призрак Смерти – Ла Калавера де ла Катрина. Троцкий отворачивается, чтобы прочитать политические статьи, которые принес ему Джексон, и в этот момент убийца бьёт его ледорубом по голове. Эмоциональное напряжение момента подчеркивают декорации, выполненные в красных и багровых тонах.

Сценография продумана так, чтобы погрузить зрителя в мексиканский колорит: сочные краски, яркая одежда. Часть декораций была выполнена по мотивам картин Фриды Кало. Также нельзя не сказать о таком интересном ходе, как портрет Сталина, который стоял, обращенный к зрителям почти всё время, вызывая ассоциации с Большим Братом из романа Дж. Оруэлла «1984».

Персонажи оперы получились очень живыми и страстными. Совершенно бесподобной была исполнительница главной роли – Виктория Преображенская. Её Фриду хотелось любить, жалеть, желать ей успеха, даже не понимая её поступков. Не вызывало сомнений, почему именно эта женщина создавала такие картины, почему она так нравилась окружающим. Очень гармонично сочетались актерское и вокальное мастерство. Тамара Кусумова создала проникновенный и чувственный образ Тины Модотти.

В целом, в репертуаре театра Покровского появилась интересная и необычная опера, дающая пищу для размышлений и полёта фантазии. Необычный сюжет, хорошие исполнители, красочные массовые сцены – это стоит увидеть.

 

Фото: http://opera-pokrovsky.ru/Repertuar/perfomances/138

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *