В сентябре 2023 года «Кремлевский балет» показал мировую премьеру — балет «Клеопатра» на музыку Владимира Качесова в постановке основателя театра Андрея Петрова, так и не увидевшего собственный спектакль из-за скоропостижной кончины. 6 февраля спектакль посмотрел Филипп Геллер и делится впечатлениями.
Балет напоминает большую историческую фреску — в нем рассказывается о жизни Клеопатры, ее любовных и политических отношениях с Гай Юлием Цезарем и Марком Антонием, сложном взаимодействии Египта и Рима. По структуре сюжета спектакль очень напоминает знаменитый одноименный фильм 1963 года, в котором блистала Элизабет Тейлор. В балете 20 (!) картин и 33 выписанных в программке персонажа — действие развивается стремительно, на сцене кипят страсти, происходят заговоры и убийства. И, конечно, присутствует борьба за любовь.
Но большому количеству героев, увы, показать себя негде. Запоминаются из всех персонажей, пожалуй, только те, кто исполняет главные партии. Второстепенные же роли получились абсолютно блеклыми… Обилие сцен и картин не дает им раскрыться.
Спектакль помпезен, масштабен — это подчеркивают вызывающие восхищение у публики многочисленные шествия, напоминающие о величии гранд-балета.
Вообще постановка прежде всего впечатляет именно визуально— роскошные подробные декорации, изображающие римские и египетские дворцы и другие локации создал Григорий Белов, это выдающаяся работа, которая обязательно останется в истории русского балетного театра. Под стать сценографии и костюмы — красочные, а-ля этнографические, их придумала Ольга Полянская. Оба компонента придают балету имперский размах и погружает зрителя вглубь веков, заставляя забыть о реальности.
А фантастический колорит спектаклю обеспечивают сцены в храме Исиды, где Клеопатра пытается понять, что ее ждет в будущем. В этом ей помогают египетские боги Исида, Гор, Осирис, Сет, Сехмет — их одели в по-голливудски золотые наряды с традиционными для этих божеств атрибутами.
Стилистически постановка находится под явным воздействием эстетики драмбалета — с его четкой повествовательностью, определенной статичностью.
Музыка Владимира Качесова тоже соответствует этому направлению — она имеет прикладное значение и напоминает музыку для кино, выдержана в условном восточном духе. В ней можно услышать многое — от влияния половецкого акта «Князя Игоря» Александра Бородина до «Спартака» Арама Хачатуряна.
Спектакль выглядит весьма любопытно по своему хореографическому наполнению. Петров стилизовал не только партии кордебалета, но и партию самой Клеопатры под египетские фрески, и это выглядит эффектно.
Балетмейстер так говорил о своём видении этой героини: «Обычно Клеопатру представляют этакой женщиной вамп, но на самом деле всё не так просто. Она была видным государственным деятелем, мудрым политиком, при котором Египет на протяжении 20 лет оставался независимым государством. И романы с Цезарем и Марком Антонием – а это были совершенно разные отношения – помогали Клеопатре укреплять позиции своей страны. И эта линия меня очень заинтересовала».
Признаться, увидеть мудрого политика в героине не удалось. Зато перед нами предстала женщина, которая все время борется за саму себя, за свое существование.
Прима-балерина театра Алина Каичева в этой партии ярко показала внутреннюю драму героини, ее надлом. А еще очень внятно и четко разделила отношения с Цезарем и Антонием — если с первым была нежна и полностью подчинялась ему, то вторым руководила сама, была сексуально-соблазнительной и всячески возбуждала. Но любила по-настоящему до могилы. Именно поэтому после его самоубийства не стала терять ни минуты и по своей воле ушла в мир иной, получив смертельный укус змеи. Этот эпизод получился особенно сильным и, наверное, самым впечатляющим в балете.
Удивительно подошла роль Гай Юлия Цезаря Максиму Афанасьеву— статному, высокому, величественному артисту. Благо что он в этой роли не танцует, а в основном, величественно ходит по сцене (но это не вызывает диссонанса). Не слишком танцевальна и роль Марка Антония — хотя Даниил Росланов в положенных моментах все исполнил очень чисто и правильно, да и характер персонажа постарался передать.
Увы, совсем потерялся Октавиан Август — Алексей Казанцев, тут нужен более фактурный и выразительный внешне артист.
Кроме героев египетской и римской истории, в балете есть отдельные танцы, но их мало. Это — Танец с бубнами (солистки Анна Анимуцкая и Яна Буравчикова) и Танец Шутов (Иван Захарченко, Богдан Плешаков, Анна Анимуцкая, Арина Томилина). Зритель на них может передохнуть от эмоциональности и драматизма основного сюжета.
Спектакль оказался труппе по ногам— у «Кремлевского балета» очень профессиональный коллектив, однако масштаб этой исторической фрески, воплощенной в танце, им предстоит еще освоить и явно укрупнить.
Фото: Алла Четверикова, Екатерина Лола