29 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится московская премьера Концерта для двух флейт Дениса Хорова. Это произведение, написанное в рамках программы Союза композиторов «Ноты и квоты», прозвучит на открытии фестиваля «Пять вечеров». О том, что представляет собой творческая программа, зачем она нужна и как воспринимают музыку слушатели, молодой композитор рассказал в интервью Любови Павловской.
Денис, почему вы написали концерт для двух флейт? Вам так нравится этот инструмент?
Идея концерта была сформулирована исполнителем Ириной Стачинской, которой посвящено произведение. Изначально я собирался писать концерт для флейты с оркестром, но Ирина предложила написать его именно для двух флейт, ведь такой музыки в принципе очень мало. А в русской — это первый концерт для двух флейт с оркестром.
Получается, Ирина Стачинская — ваш творческий соратник?
Безусловно. Ирина вдохновляет многих композиторов своим стремлением играть новую музыку, показывать ее и рассказывать о ней. Первое мое произведение, которое я написал для нее — Серенада для флейты и фортепиано. Следующим сочинением стал этот Концерт, а недавно я написал «Балканский ветер», который Ирина с успехом исполнила во время гастролей по Балканам.
Концерт для двух флейт был написан в рамках творческой программы Союза композиторов «Ноты и квоты». Расскажите о том, как она устроена.
«Ноты и квоты» — это своеобразная форма творческого заказа. Солисты или творческие коллективы совместно с композитором присылают заявки на создание (и последующее исполнение) произведения. Союз композиторов отбирает заявки-победители и по итогам работы выплачивает авторам сочинений творческий гонорар.
Вы считаете, что «Ноты и квоты» способствуют популяризации современной музыки?
Да, потому что, отбирая заявки, Союз композиторов предъявляет серьезные требования к исполнителям. Это солисты, коллективы с биографией, историей, с запланированным графиком гастролей. Программа делает ставку на инициативных молодых музыкантов, у которых есть искреннее желание заказать произведение, сыграть его, рассказать о композиторе. Всё это способствует возрождению отношений между композитором и исполнителем, которые были утеряны в последнее время. Зачастую исполнители не знают современных композиторов, что они делают, что пишут. И композиторы не очень хорошо представляют исполнителей, которые, возможно, хотели бы сыграть музыку. Эта программа — еще и место знакомства, новых контактов и творческих связей. Это, конечно, со всех сторон замечательно.
Ваш Концерт уже прозвучал в Иркутске, Нижнем Новгороде, Хакасии, Тамбове. Влияет ли широкая география исполнения вашей музыки на ее восприятие?
Честно говоря, Концерт для двух флейт — первое мое сочинение, которое за полгода после премьеры прозвучало в четырех разных регионах России. Я присутствовал на трех исполнениях и понял, что публика очень ждет музыки, к которой она может быть причастной эмоционально и интеллектуально. Музыки, которая вызовет у аудитории понятные и очень положительные эмоции. При этом людей радует и удивляет сам факт наличия «живой» русской композиторской школы и композиторов, пишущих сегодня. Помню, в Иркутске ко мне подошли слушательницы после концерта и сказали: «Мы даже представить себе не могли, что у нас в России есть молодые композиторы, которые пишут симфоническую музыку». То есть, их впечатления были связаны по большому счету не только с музыкой…
…а с вашей личностью?
С тем, что что в России вообще существует композиторская школа, и она живет. Для слушателей сам факт того, что это есть — уже радость. Особенно было приятно видеть, что Концерт везде приняли очень хорошо, тепло. Кто-то восхищался игрой исполнителей, кто-то — оркестром, кто-то — музыкой. Здесь даже не так важно, что именно впечатлило. Важно то, что люди пришли, получили эмоции, о чем-то задумались. Возможно, их жизнь стала более разнообразной, появились новые идеи. Этот толчок к развитию — важный запрос для многих людей.
Вы ориентируетесь в своем творчестве на отзывы публики?
На мой взгляд, публика порой подсказывает мне неожиданные вещи, хотя я считаю, что процесс создания музыки — особая замкнутая система, которая на самом деле формируется под воздействием многих факторов. Композитор их и сам не всегда улавливает. Реакция публики для меня как обратная связь, которая вдохновляет на то, чтобы продолжать писать музыку. Чтобы понимать, что путь, который я когда-то избрал, решив стать композитором, верный. Что музыка вдохновляет не только меня, но и других людей!
Вы — глава отдела творческих проектов Музея А.Н. Скрябина. Вдохновляет ли вас то, что происходит вокруг вас, на творчество? Ведь это часть вашей жизни.
Да, я понимаю желание романтизировать фигуру композитора и приписать к его творчеству влияние всего и вся, что происходит вокруг него. Это желание очень понятно. Но я бы не утверждал, что на композитора влияет абсолютно всё.
Из трех композиторов, сочинения которых прозвучат 29 октября, вы — самый молодой. Скажите, возраст влияет на творческую работу? Вы сравниваете себя с более опытными коллегами: Алексеем Сысоевым, Юрием Красавиным?
Мне кажется, у каждого возраста свои задачи. Кроме того, в композиторском мире вообще конкурентов быть не может: композиторы представляют очень разные интересные миры. А сравнивать себя и свое творчество с творчеством, например, Баха — вообще глупо. Я даже не мыслю в категории конкуренции: в этом смысле композитор — благодарная профессия.
Концерт для двух флейт и симфонического оркестра доступен к прослушиванию на сайте композитора deniskhorov.ru.