На сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко вновь прозвучала опера Александра Даргомыжского «Русалка», поставленная Александром Тителем. Премьера состоялась в июне уходящего года.
По режиссерскому замыслу спектакль начинается с событий из четвертого действия. Царица всех русалок (некогда мельничиха Наташа) велит своей дочери утащить ее отца — Князя — к ним на дно, после чего звучит Увертюра. В этой постановке два главных акцента — изменение в структуре «Русалки» и исполнение Еленой Гусевой партии Наташи.
Сопрано Елена Гусева — сильная, универсальная вокалистка. В ее репертуаре значатся партии Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Тоски («Тоска» Пуччини), Микаэлы («Кармен» Бизе), Эммы («Хованщина» Мусоргского), Аиды («Аида» Дж. Верди).
По сюжету молодой Князь предпочитает Наташе, дочери простого мельника, другую — знатную особу. От отчаяния униженная мельничиха бросается в реку. Теперь она — повелительница подводного мира, жаждущая отомстить своему обидчику, от которого ждала и родила ребенка.
Роль отвергнутой, проклятой девушки Елене Гусевой удалось воплотить, по максимуму использовав краски своего голоса: у нее получилось интересно выстроить фразировку, пробить все верхние ноты, хорошо озвучить центральный и нижний регистры. «Он нам близок, он твой отец», — пропевает сопрано в дуэте с дочкой. Выходит очень нежно, трогательно, чутко. Здесь будто нет жажды мести — лишь желание воссоединиться с возлюбленным, с которым некогда развела судьба.
В образе дитя Наташи и Князя предстала Камила Воронина. По замыслу композитора свои реплики она декламирует. Вместе с Гусевой она говорила звенящим, стеклянным голосом, вторя пению солистки.
В образах Мельника (отца Наташи) и того самого Князя — Владимир Дмитрук и Дмитрий Ульянов. Два мужчины, два отца в жизни Наташи — тот, кто родил ее и тот, от кого родит сама. Оба любят, оба заботятся, желают лучшего, но только один никогда не оставит, а другой бросил. Их жизнь крутится вокруг девушки — это хорошо показано в ансамблевых номерах, где Елена Гусева, Владимир Дмитрук и Дмитрий Ульянов восхитительно звучали вместе. Солисты продемонстрировали мастерство слушать друг друга, не заглушая голос партнера и чутко реагируя на каждую интонацию. Князь периодически обращал внимание на себя, ускользая от реплик возлюбленной, а отец, наоборот, вторил своей кровинке.
Оркестр под управлением Тимура Зангиева звучал мощно, воссоздавая то пение вод, то княжеские гулянья. Получилось подсветить голос солистки так, что голос вышел хрустальным, еще более пластичным. Гармоничный «дуэт» сопрано и музыкантов оркестра — еще один удачный ансамбль постановки.
Поставленная в МАМТ «Русалка» Даргомыжского — рассказала о горьком пути мельничихи Наташи к титулу заколдованной правительницы. Главная фигура, Елена Гусева, на протяжении всего спектакля погружала зрителя в эти события.
Фото — Сергей Родионов