30 октября в Зале «Зарядье» прошел концерт, приуроченный к 210-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Впечатлениями от вечера поделилась Елизавета Сафронова.
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Феликса Коробова исполнил произведения, в основе которых сюжеты Михаила Юрьевича Лермонтова: поэма «Мцыри» и драма «Маскарад». Также в программу были включены сочинения, литературная основа которых вдохновляла самого поэта. Музыка вечера стала ярким свидетельством того, насколько по-разному композиторы XX столетия ощущали и трактовали творчество Лермонтова.
Концертную программу открыла редко исполняемая симфоническая поэма «Мцыри» грузинского композитора Отара Тактакишвили, которая была написана в 1956 году. Потрясающая акустика зала позволила раскрыться каждому звуку в полной мере. Феликс Коробов настолько жил этой музыкой, что казалось, будто он сам является ее частью. Его экспрессивные движения передавали всю страсть, заложенную в произведении. Рука дирижера не позволяла оркестру сбавлять обороты, усиливая динамику с каждой новой звуковой волной. Он словно заряжал своей энергетикой каждого.
Следом прозвучала сюита из музыки к драме «Маскарад» Арама Хачатуряна. Вальс, открывающий сюиту, по праву можно назвать хитом композитора. Литературовед И. Андронников называл его «обобщением романтической вальсовости, ее квинтэссенцией».
Соло скрипки исполнил Сергей Костылев, демонстрируя потрясающую гибкость звука — каждая музыкальная фраза была идеально выстроена. Мелодия вальса гибкая и выразительная, она завораживает своей грустной, слегка меланхоличной атмосферой с едва заметным восточным колоритом.
После антракта вновь звучала музыка XX века, авторы которой вдохновлялись творчеством Уильяма Шекспира. Этот выбор был оправдан тем, что наследие английского драматурга занимало особое место в жизни Лермонтова, который сохранял к нему интерес до самой своей гибели. Величие образа Гамлета привлекало его в наибольшей степени, о чем свидетельствуют письма Лермонтова к двоюродной тете Марии Шан-Гирей.
Сюите из кинофильма «Гамлет» было посвящено второе отделение вечера. Музыку к картине Григория Козинцева написал Дмитрий Шостакович. Фильм вышел в 1964 году и получил высокие награды в СССР и за рубежом.
Оркестр тонко прочувствовал настроение тревожных, плясовых и угрожающих интонаций, характерных для творчества Дмитрия Дмитриевича. Сила звучания оркестра была колоссальной: надрывные мелодические акценты медно-духовых, грозные удары тарелок, звучащие на гудящем струнном фоне.
В части «Призрак» настойчиво, как не дающие покоя мысли, звучало пиццикато струнных. Постепенно нарастая, тревожное звучание доходило до предела, и пульсирующие ритмы сменились энергетическим всплеском в трех форте у всего оркестра.
В «Офелии» Шостакович включает в партитуру клавесин, чтобы подчеркнуть механистичность и холодность звучания, усиливая ощущение безжизненности и отстраненности. Тембр инструмента становится символом трагической судьбы героини, подчеркивая ее хрупкость и уязвимость.
В «Сцене дуэли и смерти Гамлета» динамика оркестра достигла своего апогея. Финальные такты, поразительно острые по ритму, заставили вспомнить кадры из фильма. Это стало символичным завершением музыкального приношения великому поэту.
Фотографии предоставлены пресс-службой зала «Зарядье»